Занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Моя республика — Татарстан».

лилия хамидуллина
Занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Моя республика — Татарстан».

Воспитатель по обучению детей татарскому языку:Хамидуллина Лилия Шавкатовна.

МБДОУ детский сад №8 г. Чистополь республики Татарстан

Цель:Расширить и систематизировать знания детей о Республике Татарстан,традициях и культуре татарского народа. Познакомить с историей возникновения республики,ее символикой.

Материал и оборудование:женский национальный татарский костюм и обувь (платье,ичиги,камзул,калфак,украшения. Музыкальный инструмент кубыз. Карты России и Татарстана. Иллюстрации с изображением герба и флага Татарстана.

Предварительная работа:Чтение народных сказок,рассказов и стихотворений татарских писателей и поэтов. Заучивание пословиц,загадок. Рассматривание картин,иллюстраций,альбомов по теме. Прослушивание народных песен. Экскурссии в уездный музей и по городу. позновательные занятия: «Герб и флаг РТ», «Мой любимый город Чистополь».

Ход занятия:

Входит девочка в татарской национальной одежде.

Девочка: «Исэнмесез!».Здравствуйте ребята,меня зовут Айгуль. Очень люблю свой родной край –Татарстан. Изучаю и в садике и дома жизнь коренных народов нашей республики,их обычаи,праздники,песни и танцы. (Обращает внимание детей на свою одежду).Я одета в татарский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Сначала платье. Какого оно цвета?Чем украшено (ответы деитей на татарском языке).Да,это светло-зеленое атласное платье,широкое,по краю подола оборки. На платье одета бархатная безрукавка,которая называется камзол. Камзол расшит национальным орнаментом-узором состоящим из цветков и листочков. А какой на мне головной убор (калфак).Да,татарские девушки надевали на голову калфак,расшитый бисером или жемчугом,а иногда по особому повязывали платок. Вспомните,как называется татарская обувь (ичиги-читеклэр).Верно. Ичиги очень легкая,удобная,мягкая обувь из кожи,расшитые узорами из цветной кожи.

Татарские девушки и женщины очень любят украшения-серьги,бусы,браслеты. Посмотрите,какие на мне украшения. Из чего они сделаны (воротниковые подвески-яка чылбыры,перевязь-хаситэ,которая надевается через плечо,нагрудное украшение на тканевой основе-изю,серьги,бусы-из серебра,золота,металлических пластин,разноцветные камни).

А это накосники (чулпы).Их носили с детских лет и до проклонного возраста. Они вплетались отдельно в обе косы,распологаясь,как правило,намного ниже талии. Так наряжаются на праздники.

Какие национальные праздники вы знаете(«Гусиное перо»-«Каз омэсе», «Навруз»-«Нэуруз», «Грачиная каша»-«Карга боткасы», «Сабантуй»-«Сабантуе»).

Что вы знаете о празднике «Сабантуй»? (ответы детей).Когда его отмечают? (Сабантуй проводят после завершения полевых работ).Какие соревнования устраивают во время праздника (национальная борьба,скачки,бег в мешках).Какие народные игры проводятся (перетяни канат,кислое молоко,тышаулы атлар).На празднике весело:люди побт,танцуют. А какой танец исполняют на сабантуе (танец с коромыслами).Давайте мы тоже станцуем.

«Танец с коромыслами».

Девочка:Я не случайно пришла в гости к вам. Мне рассказывали,что вы многое знаете о Татарстане.

Воспитатель:Да. И сейчас ты в этом убедишься. Ребята,предлагаю ответить на вопрос викторины «Знай и люби свой край».

1. В какой республике мы живем республике Татарстан).

2. Кто призидент нашей республике (Рустам Минниханов).

3. Как называется столица нашей республики (г. Казань).

4. Назовите крупные города республики Татарстан (Набережные Челны,Альметьевск,Зеленодольск,Нижнекамск,Чистополь,Бугульма,Елабуга,Лениногорск)

5. Каким полезным ископаемом богат Татарстан (нефть).

6. Назовите самую большую реку Татарстана (Волга).

7. Какими искусными мастерами славится татарский народ (резчики по камню и дереву,мастера кожной мозаики,ювелиры,мастера керамики,ковроделия,узорного ткачества,вышивки тамбуром и золотое платье).

8. Назовите предмет бытового назначения и кем он производился (сундук,мастер –медник «бакырчы»).Что в нем хранили (одежду).

Теперь предлагаю разгадать кроссворд. Если правильно отгадаете слова написанные в клетках по горизонтали,то в синих клетках по вертикали вы прочитаете слово,обозначающее татарский музыкальный инструмент.

с у н д у к

ч у л п ы

б р а с

л е т

х а с и т э

й о з е к

1. Предмет бытового назначения для хранения одежды (сундук).

2. Как называется на татарском языке «накосник» (Чулпы).

3. Ювелирное украшение (браслет).

4. Украшение перевязь,которая надевалась через плесо (хаситэ).

5. Назови перстень на татарском языке (йозек).

Какое слово получилось?.Это музыкальный инструмент татарского народа.

Девочка:Сейчас я расскажу немного об этом инструменте и сыграю на нем. Курай-это древний татарский музыкальный инструмент. Его длина 20-30 см,в виде узкой трубочки. курай зажимают между губами. Звучание курая нежное.

Воспитатель:татарский народ сложил мудрые пословицы,поговорки,сказки. Со многими вы уже знакомы. Вспомните их (ответы детей).

Какие татарские сказки вы знаете(«Гороховое войско», «Камыр батыр», «Гульчечек», «Три дочери», «Хитрость против хитрости»).

Каких писателей,поэтов вы знаете (А. Алиш,Г. Тукай,М. Джалиль,Ш. Галеев).

Ребенок рассказывает стихотворение.

Казань,Казань-начало всех дорог,

Дом детства,юности нашей пора,

Слагаю песни поэты тебе,

Мой город древний и молодой.

Воспитатель6ребята,встречая гостей в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак).Это угощение приготовленное в меду,как бы хлеб-соль по-татарски. Татарский народ радушны и гостеприимны. Давайте мы тоже угостим нашу гостью чак-чак.

В конце девочка благодарит детей за хорошие знания татарской национальной культуры и за угощение.

Публикации по теме:

Край Родной. Мы любим наш Татарстан! Цель: Расширять представление о родном крае, о многообразии городов Республики Татарстан. Задачи: 1. Воспитывать.

Мы любим наш Татарстан Мы любим наш Татарстан! Цель: Расширять представление о родном крае, о многообразии городов Республики Татарстан. Задачи: 1. Воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Моя республика — Татарстан».
Опубликовано: 19 октября 2012 в 15:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных...
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации...
Отчет о реализации проекта «Антарктида — удивительное место на земле»
В старшей группе мы с детьми приступили к созданию сложной смысловой целостности «Антарктида». Эта работа была построена исключительно на интересе детей к...
Конспект НОД по аппликации «Хоровод матрешек» в подготовительной группе
Тема: «»Хоровод матрешек». Аппликация. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое...
Мастер-класс «Собачка из помпона»
Предлагаю Вашему вниманию не сложную в изготовлении поделку "Собачка из помпона" . Эта поделка привлекла меня тем, что на ее изготовление ушло минимум...
«Новый год встречать пора!» Стихотворение-приглашение на новогодний утренник
Скоро, скоро самый долгожданный и всеми любимый праздник - Новый год! В детских садах вовсю идет подготовка к Новогоднему утреннику. Дети ждут чудес, Деда...