Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Елена Чистякова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Образовательные области:

Познание, Коммуникация, Здоровье.

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о непростой жизни «зимующих» птиц;

нацелить детей на помощь «зимующим» птицам.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Уточнить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

3. Закрепить понятие «зимующие» птицы.

4. Учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль.

Развивающие:

1. Развивать речь, память, познавательные способности, мимику.

2. Стимулировать использование детьми в активной речи слов: зимующие, перелетные, холодно, голодно, морозная, корм, кормушки.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: шапочка сороки, иллюстрации с изображением: ласточки, кукушки, цапли, воробья, синицы, снегиря, вороны; модели с видами питания зимующих птиц; разрезные на части (голова, туловище, хвост) птицы: воробей, синица, снегирь, ворона; «кормушки» из цветного картона для птиц.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска, ребенок в роли сороки, скамейка, два пенька.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание чистоговорки про ворону, беседа с детьми о птицах, рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой – то звук?

(в это время влетает Сорока, трещит):

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте, ребята, вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, вокруг себя повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в лесу! Слышите голоса? Это нас лесные птички встречают. Радуют нас своим пением! Ребята, а голоса каких птиц мы можем услышать зимой?

Дети: воробья, синицы, вороны, сороки и т. д.

Воспитатель: А мы можем зимой услышать голос ласточки, кукушки, цапли?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Правильно дети потому что, эти птицы улетели в теплые края, они очень боятся холода и морозов, которые приносит с собой зима.

Д/игра «Разложи правильно картинки» (птиц).

Ребята посмотрите. Сорока перемешала все картинки с птицами, которые остаются зимовать и, которые улетают в теплые края. Давайте поможем ей разложить их правильно (вызываю два ребенка).

Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.

Ребята, а вы знаете как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: А как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь пойдемте дальше. Смотрите, скамеечка стоит, садитесь, ребята на скамеечку.

Воспитатель: А что это за конверт под деревом лежит?

Дети приносят конверт.

Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит? Ребята, а вы загадки отгадывать любите?

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

По ночам кочует-

Зернышки ворует. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, зима бывает суровая, вьюжная, морозная, снежная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на магнитную доску).

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физкультминутка «Вороны».

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Воспитатель: А мы еще знаем с вами чистоговорку про ворону, давайте ее расскажем.

«Проворонила ворона вороненка».

(предлагаю детям используя карточки с изображением «радости», «грусти», рассказать чистоговорку то радостно, то грустно). Дети рассказывают по желанию показывая «радость», «грусть».

Сорока: А что это за конверт опять под деревом лежит?

Воспитатель: Это опять конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

Ребята, старичок Лесовичок хочет посмотреть, сможете ли вы, собрать целую картинку птичек из разрезных частей.

Проводится д/игра «Собери правильно картинку».

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку? (Есть подсказка – символ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием хорошо справились, то- то удивится старичок Лесовичок. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.

Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернитесь, в детский сад возвратись!

Итог

Воспитатель:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?

– Как можно назвать их одним словом?

– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Я для них приготовила угощение.

Кого угостим салом?

Рябиной?

Зернышками?

Кусочком яблока?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня отвечали, справились и с заданиями старичка Лесовичка.

Тут опять прилетает Сорока и приносит угощение (конфеты) для детей от старичка Лесовичка, угощает детей и улетает.

Публикации по теме:

Готовимся к зиме. Кормушки для птицГотовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 16:44
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...