Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Елена Чистякова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Образовательные области:

Познание, Коммуникация, Здоровье.

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о непростой жизни «зимующих» птиц;

нацелить детей на помощь «зимующим» птицам.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Уточнить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

3. Закрепить понятие «зимующие» птицы.

4. Учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль.

Развивающие:

1. Развивать речь, память, познавательные способности, мимику.

2. Стимулировать использование детьми в активной речи слов: зимующие, перелетные, холодно, голодно, морозная, корм, кормушки.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: шапочка сороки, иллюстрации с изображением: ласточки, кукушки, цапли, воробья, синицы, снегиря, вороны; модели с видами питания зимующих птиц; разрезные на части (голова, туловище, хвост) птицы: воробей, синица, снегирь, ворона; «кормушки» из цветного картона для птиц.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска, ребенок в роли сороки, скамейка, два пенька.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание чистоговорки про ворону, беседа с детьми о птицах, рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой – то звук?

(в это время влетает Сорока, трещит):

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте, ребята, вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, вокруг себя повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в лесу! Слышите голоса? Это нас лесные птички встречают. Радуют нас своим пением! Ребята, а голоса каких птиц мы можем услышать зимой?

Дети: воробья, синицы, вороны, сороки и т. д.

Воспитатель: А мы можем зимой услышать голос ласточки, кукушки, цапли?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Правильно дети потому что, эти птицы улетели в теплые края, они очень боятся холода и морозов, которые приносит с собой зима.

Д/игра «Разложи правильно картинки» (птиц).

Ребята посмотрите. Сорока перемешала все картинки с птицами, которые остаются зимовать и, которые улетают в теплые края. Давайте поможем ей разложить их правильно (вызываю два ребенка).

Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.

Ребята, а вы знаете как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: А как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь пойдемте дальше. Смотрите, скамеечка стоит, садитесь, ребята на скамеечку.

Воспитатель: А что это за конверт под деревом лежит?

Дети приносят конверт.

Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит? Ребята, а вы загадки отгадывать любите?

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

По ночам кочует-

Зернышки ворует. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, зима бывает суровая, вьюжная, морозная, снежная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на магнитную доску).

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физкультминутка «Вороны».

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Воспитатель: А мы еще знаем с вами чистоговорку про ворону, давайте ее расскажем.

«Проворонила ворона вороненка».

(предлагаю детям используя карточки с изображением «радости», «грусти», рассказать чистоговорку то радостно, то грустно). Дети рассказывают по желанию показывая «радость», «грусть».

Сорока: А что это за конверт опять под деревом лежит?

Воспитатель: Это опять конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

Ребята, старичок Лесовичок хочет посмотреть, сможете ли вы, собрать целую картинку птичек из разрезных частей.

Проводится д/игра «Собери правильно картинку».

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку? (Есть подсказка – символ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием хорошо справились, то- то удивится старичок Лесовичок. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.

Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернитесь, в детский сад возвратись!

Итог

Воспитатель:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?

– Как можно назвать их одним словом?

– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Я для них приготовила угощение.

Кого угостим салом?

Рябиной?

Зернышками?

Кусочком яблока?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня отвечали, справились и с заданиями старичка Лесовичка.

Тут опять прилетает Сорока и приносит угощение (конфеты) для детей от старичка Лесовичка, угощает детей и улетает.

Публикации по теме:

Готовимся к зиме. Кормушки для птицГотовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Птицы
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 16:44
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...