Получи документы

Занятие в старшей группе «Мы и наши имена» (3 фото)

Валентина Фуфаева
Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»

Цель: дать понятие о значении имени в жизни людей.

Задачи:

Обучающие: закрепить с детьми значение имени и фамилии, познакомить детей с третьей частью русского имени отчеством. Знать и называть пословицы, русские народные сказки, расширять словарный запас.

Развивающие: развивать навыки работы с иглой, расписывать предметы хохломской росписью, умение плести косички. Развивать логическое мышление, формировать умение у детей грамматически правильно строить предложение.

Публикация «Занятие в старшей группе „Мы и наши имена“» размещена в разделах

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие и доброжелательность, правила культуры поведения, положительное отношение к добрым поступкам.

Предварительная работа.

Беседа об именах. Рассказывание русских народных сказок с именами. Заучивание пословиц. Знакомство с русским бытом, народными традициями, умельцами на Руси. Посещение краеведческого музея и музея «русской избы» в детском саду. Изготовление попье-машье.

Чтение книги «Что означают ваши имена. Авторы Д. и Н. Зима.

Чтение рассказов:

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С. Маршак «Ежели вы вежливы».

Э. Мошковская «Какие бывают подарки?»

Словарь: отчество, тезки.

Материал. Буквы, наборное полотно, предметы хохломской росписи, книги, гуашь, подставки, попье-машье.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя).

-У каждого из вас есть имя, правда? Давайте подумаем, а зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

Дети:

Люди дают имена, чтобы различать людей.

Воспитатель:

Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, поди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут?

Дети:

Это обидно, оскорбительно и невежливо. И не надо отзываться на эти слова.

Воспитатель:

Вы помните, что имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки у Оли. Может быть кто-то из вас догадается, сколько имен?

Ребенок читает стихотворение:

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Ольга кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

Дети:

-Одно имя Ольга, другие формы.

Воспитатель:

Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы. Это варианты имени. Можно назвать ласково, строго, озорно, шутливо. В школе девочку называют Ольгой. А почему папа, мама, тетя и родственники называют ее Олечкой, Олюшкой?

Дети:

Потому что они ее любят.

Воспитатель:

Да. Это ласкательные формы. Вспомните как ласково называют вас родители, бабушки, дедушки.

Ответы детей.

Воспитатель:

И так, ребята, вы знаете, что имена бывают полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я скажу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему разные формы. А потом наоборот: я скажу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.

Екатерина-Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.

Людмила-Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка.

Сергей-Сережа, Сереженька, Сережечка.

Владимир-Вова, Вовочка, Володя, Володенька.

Яша, Яшенька – Яков

Тема, Темочка-Артем

Коля, Коленька, Николенька-Николай

Настенька, Настюша-Анастасия

Леша, Лешенька –Алексей

Леня, Ленечка-Леонид

Воспитатель:

В старину люди давали имена, считая, что значение имени может повлиять на судьбу человека. Так, например, называя мальчика именем Василий (царский, родители хотели видеть своего ребенка правителем. Называя ребенка Александром-родители хотели, чтобы он был человеком военным, защитником. Галина-спокойная, жизнь прожила спокойно. Людмила (милая людям, чтобы всем нравилась.

Давайте вспомним, прекрасные русские имена, которые к сожалению сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы.

Дети говорят пословицу и называют полную форму имени.

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семен, Тимофей.)

Туги орешки Терешке. (Терентий.)

Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор).

Воспитатель:

А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое?

Вспомните, как называют главных героев сказок?

Иван-милость божия. Мария-госпожа.

Воспитатель:

-Ребята, скажите какие вы знаете сказки, где встречаются имена?

Дети:

«Мария Моревна», «Про Емелю», «Василиса Прекрасная», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте поиграем. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называет имена, а ребенок должен назвать имя по звучанию.

Таня-Аня-Ваня-Маня.

Нина-Зина-Дина-Ирина-Алина-Инна

Саша-Наташа-Даша-Глаша-Маша

Оля-Коля-Толя-Поля

Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»

Воспитатель:

Мы вспомнили с вами старинные имена. Давайте послушаем ваши имена и что они означают?

Дети встают и говорят:

-Александр-защитник людей

-Антон-вступающий в бой

-Артем-здоровый

Владислав-владеющий славой

Дмитрий-мать-земля

Альбина-белая

Анастасия-воскресение

Анжелика-вестница

Валентина-сильная, крепкая

Диана-божественная

Екатерина-чистая всегда

Маргарита-жемчужина

Оксана-гостья

Воспитатель:

Я предлагаю найти имена, спрятанные в словах.

Разгадывание ребусов с именами.

Кор-зина (Зина, кастр-юля (Юля, пол-яна (Поля, Оля, Ян, Яна).

Фото «Мы и наши имена»

оспитатель:

Много мы узнали об имени. А как быть если у людей одинаковые имена? Как их называть? Ребята людей с одинаковыми именами называют «тезками». Кто у нас «тезки»?

Дети встают и называют.

Воспитатель:

Как в этом случае различают людей?

Дети: (По фамилии.)

Воспитатель:

Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени?

Дети:

Фамилия одинаковая у родственников: у папы, у мамы, бабушки и т. д.

Воспитатель:

Правильно. Фамилия это семейное имя, оно объединяет родственников.

Ребята, но у русского имени есть еще третья часть отчество. Отчество образовано от слова отец. Это имя отца, включенное в ваше полное имя. А теперь, кто сможет назвать свою фамилию, имя, отчество.

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называют ли маленьких детей по имени и отчеству. А кого называют только по имени и отчеству? Почему?

Дети:

По имени и отчеству называют взрослых, пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое почтение.

Воспитатель:

А вот вы чем можете вызвать свое уважение со стороны взрослых, сверстников.

Дети:

Хорошим поведением, отношением друг к другу, к взрослым, умением хорошо трудиться, быть добрым.

Воспитатель:

Какие добрые дела можно сделать?

Дети:

Помочь малышу одеться. Сделать для птиц кормушку и зимой их кормить, маме и бабушке помочь.

Воспитатель:

Ребята, что такое добро?

Дети:

Это когда делаешь, даешь что-то и потом об этом не жалеешь. Делаешь с радостью.

Воспитатель:

Добро это когда что-то хорошее делаешь и ничего не требуешь взамен. Вам приятно, что вы сделали хорошо другим. А теперь давайте мы покажем свое умение трудиться.

Дети расписывают посуду хохломской росписью, шьют, плетут косички.

После выполнения работы воспитатель говорит:

-Молодцы ребята. Вы старались. Пусть сейчас пока вы Катюшки, Валюшки, Антошки, но я надеюсь, что все вы вырастите трудолюбивыми, добрыми, а значит людьми достойными, уважаемыми и к вам будут обращаться только по имени и отчеству. Чтобы ваша фамилия звучала в добрых делах.

Занятие в старшей группе - фото
Публикации по теме:

«Врачи — наши помощники» (Занятие по ОБЖ в старшей группе) Программные педагогические задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; - учить детей не бояться врача, самому.

Занятие с использованием чувашских игр «Наши игры хороши, выходи — игру начни!» в старшей группе Программное содержание: Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с выполнением дополнительного задания, закреплять.

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши имена» Тема: «Наши имена» (интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Открытое занятие в старшей группе на тему «Зимующие птицы» (фотоотчёт)Открытое занятие в старшей группе на тему «Зимующие птицы» (фотоотчёт) http://my-files.ru/a1rmo6]Скачать конспект. По данной ссылке вы можете скачать конспект открытого занятия. Хочу сказать, что это мое первое.

Проект «Что означают наши имена» в подготовительной группе (2013 год) Проект «Что означают наши имена» в подготовительной группе (2013 год) Имена, имена  В нашей речи звучат не случайно.   Как загадочна эта.

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Наши руки не для скуки» Итоговое интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Наши руки не для скуки» Воспитательные задачи: 1. Воспитывать уважение к труду.

Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь» Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление.

Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная»Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная» Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная» Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День.

Занятие в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, -расширить знания о.

Занятие в старшей группе по художественному творчеству «Наши эмоции» Программное содержание. Знакомить детей с эмоциональным состоянием радости, злости, страха. • Познакомить с пиктограммами, схематично изображающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»
Опубликовано: 4 мая 2016 в 22:12
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД