Получи документы

Занятие в старшей группе «Одежда наших предков»

Людмила Калашник
Занятие в старшей группе «Одежда наших предков»

Задачи: Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.

Развивать мелкую моторику рук, вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ.

Предварительная работа : посещение музея в детском саду, рассматривание картины Ф. А. Малявина «Хоровод», иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»

Публикация «Занятие в старшей группе „Одежда наших предков“» размещена в разделах

Материал: русский сарафан (из льняной ткани, выкрашенный в красный цвет, с вышитые «крестом», женская кофта – рубаха, косоворотка и передник изо льна, украшенные вышевкой «крестом», скатерть, полотенце, салфетки, вышитые «крестом», бумажные силуэты сарафанов, женских рубах, передников; мулине.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста вы любите экскурсии?

Дети: Да

Воспитатель: Хорошо. Я вам предлагаю отправиться на экскурсию, а куда сейчас узнаем.

Посмотри скорей вокруг,

Сколько разных в мире брюк,

Юбок, платьев, шуб, пальто,

Шляпок, кофточек, манто.

Кто же все это придумал?

Человек придумал все.

Воспитатель: А отправимся мы с вами сегодня в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое одежды. Мы узнаем, как одевались наши предки.

Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно себя вести в музеи?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Можем теперь ехать. На чем мы с вами поедем?

(ответы детей) (Машина).

Воспитатель: Прошу всех занять свои места. Мы отправляемся. Вот мы приехали.

Где мы с вами находимся? (в музеи одежды). Кто сшил всю эту одежду? (человек)

Воспитатель: Правильно! Всю эту одежду сшил человек. Но в разное время одежда выглядела по - разному. Одежда русских людей в старину была простой, удобной и красивой. Кто скажет, из какой ткани шили одежду наши предки?

Дети: Шили одежду из льняной ткани

Воспитатель: правильно. Вот этот сарафан сшит из этой ткани. А где брали эту ткань?

Дети: Сами делали

Воспитатель: правильно. Вначале материал для одежды каждая семья изготавливала сама в своем хозяйстве. Давайте посмотрим, потрогаем ткань и скажим какая она?

Игра «Хорошо – плохо»

Скажите, чем хороша льняная ткань?

(Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит)

А что плохого в льняной ткани?

(Льняная ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

Воспитатель: теперь посмотрите и скажите, какой цвет имеет льняная ткань?

Дети: Серый.

Воспитатель: Но нашим прабабушкам хотелось одеваться красиво и поэтому они стали окрашивать ткань. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого, коричневого цветов. Красный цвет обозначал тепло, радостное настроение. Желтый цвет обозначал Солнце, богатство, голубой – символ неба, молодости. Коричневый – землю кормилицу.

Что надевали женщины под сарафан? (показ и рассматривание кофты).

Под сарафан женщины одевали белые кофты – рубахи. Сверху сарафана повязывали передники. (рассматривание передника). Еще раз рассматриваем народный костюм.

Воспитатель: скажите почему костюм кажется красивым и необычным? Да, и на переднике, и на сарафане, и на кофте – рубахе есть вышевка. Это вышевка «крестом».

По народному поверию, вышевка не только украшала одежду, но была еще оберегом – защитой от злых сил.

Вышевка – обереги располагались в определенных местах : на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. В наше время для вышевание используют нитки – «мулине» (рассматриваем нитки – «мулине»).

Женщины в старину украшали не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду (рассматривание косоворотки). Рубаха очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатив такие рукава, работать было не возможно. Именно с тех пор берет начало выражение «работать спустя рукава», значить работать плохо.

Старинная рубаха отличается от рубашек в которых ходят наши мальчики. В стариной рубахи по – другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи – вышевка на вороте, рукавах и по низу. Для чего она была нужна. (ответы детей)

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу пора возращатся в детский сад. Заняли все места мы отправляемся. Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите где мы с вами побывали (ответы детей). Что мы там видали? (ответы детей)

Воспитатель: В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыри, пять

Будем сказку начинать

Рассмотрим иллюстрацию к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно — пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей) Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного — узкий и узор на нём попроще. Давайте сплетем пояски. Дети выбирают кусок тесьмы. следите за моими движениями (показ способ плетения)

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Быт наших предков» Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего.

Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края»)Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края») В нашей группе мы с ребятами организовали небольшой музей, посвященный культуре и быту наших прапрадедушек. Без помощи родителей нам, конечно,.

Интегрированное занятие по теме «Одежда» во второй младшей группе Алибекова Улмекен Интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательная область: Коммуникация, Творчество. Учебная деятельность:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков» Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения.

Занятие в старшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы Цель: 1. Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее.

Подгрупповое занятие в старшей логопедической группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи Образовательные: • Расширять и обогащать словарный запас детей по лексическим темам «Одежда»,.

Развитие речи в старшей национальной группе по теме «Одежда» Развитие речи в старшей национальной группе по теме "Одежда". Цель: Обучающие: расширение и активизация словаря по теме «Одежда», её назначения,.

Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней»Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней» «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней». Цель: формирование представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях.

Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент» Актуальность проблемы Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского Актуальность проблемы Декоративно – прикладное.

Занятие в старшей логопедической группе «Обувь. Одежда. Головные уборы»Занятие в старшей логопедической группе «Обувь. Одежда. Головные уборы» Цель: Воспитывать у детей аккуратность,умение ухаживать за предметами обуви, одежды. Формировать умение подбирать и согласовывать глаголы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Одежда наших предков»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 23:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД