Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе «История часов»

Оксана Попова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе «История часов»

Цель:Использование современных компьютерных технологий на занятиях в ДОУ.

Образовательные задачи

1. Познакомить детей с историей часов.

2. Вызвать интерес к понятию «время».

3. Закреплять названия и последовательность дней недели.

4. Активизировать словарь по теме (солнечные, водяные, песочные, огненные и электронные часы).

5. Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими было удобно пользоваться.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе „История часов“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать умение наблюдать, анализировать, сравни вать, выделять характерные признаки предметов.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к истории предметов.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

3. Воспитывать усидчивость.

Методы и приё мы: Загадки, рассказ воспитателя, вопросы к детям, просмотр слайдов, физминутки, подвижная игра.

Развивающая среда: Различные виды часов, дидактическая игра, цифры,

ноутбук, диск со слайдами.

Ход занятия.

(Дети входят под музыку, садятся).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На руке,и на стене,

И на башне в вышине.

Ходят,ходят ровным ходом

От восхода до захода.

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного о истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? А что такое «время»?

Дети: Год, времена года, время суток, час, минута, секунда, дни.

Воспитатель: А время было всегда?

Дети:(ответы)

Воспитатель: Время было всегда. Не было нас, людей. Время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».

Что вы слышите в этом слове? Повторите его.

В этом слове угадываются два слова «время» и «вертеть».

Время вертится, движется. Ведь проходит осень, проходит зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.

А сегодня тот же день, что был вчера?

Нет, конечно.

Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний. Какой день недели был вчера? Чем мы занимались вчера? А что будем делать сегодня?

(Отеты детей)

Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».

Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу,а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр)

Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет,

который показывает точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: Скажите часы существовали всегда?

Ответы детей.

Воспитатель: А как же люди определяли время-Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?

Я расскажу, какие часы были раньше.

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Вставало солнышко-значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнцем бегает и придумал, как думаете, какие часы?

Ответы детей

Начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление- это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Дети: Нет солнца- нет тени.

Воспитатель: Узнавали время и по живым часам.

Отгадайте загадку:

Будит рано поутру

Без разбора всю семью.

Пением ласкает слух

Деревенский наш (петух).

Давайте тоже побудем петушками.

Физминутка : «Петушок»

Ходит по двору петух-

Гребешочек аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

На работу всех озовёт!

Ку-ка-ре-ку!

Хотя и кричит петушок в одно и то же время, но и с ним бывали оплошности: то с жёрдочки во сне упадёт, то лисы напугается и поднимет крик раньше времени, а то и голос потеряет.

А вы слышали выражение «Время течёт»?

Что может течь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах.

В сосуд с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Удобны ли такие часы? Почему?

Дети:Надо постоянно доливать воду.

Воспитатель: «Течёт время» и в песочных часах.

Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Больные по ним принимают лечебные процедуры.

Представьте, что мы взяли песочные часы на прогулку. Удобно ими было бы пользоваться? Почему?

Дети: Забудем, когда их переворачивать.

Воспитатель: Посмотрите, вот ещё одни древние огненные часы.

Что это?

Дети:Свеча.

Воспитатель: Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосками, 24 полоски. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов.

Физминутка «Часы».

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так,тик-так»(наклоны вправо-влево).

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает (приседания).

А часы идут, идут.

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (ходьба на месте)

А теперь пора нам, братцы,

За занятие приниматься.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чего не хватает в часах»

-Чего же не хватает?

Давайте соберём наши часики.

(Дети собирают).

Молодцы.

-Ребята, но и механические часы неудобны, потому что их надо постоянно заводить.

-А вот настоящие чудо-часы.

Это электронные часы, их заводить не надо, они всегда показывают точное время.

-В каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?

Ответы детей.

Воспитаетль: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.

Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Я хочу узнать, что вы запомнили? Я буду показывать вам предмет, а вы называйте, к каким часам он относится. (показ предметов)

Воспитатель: Молодцы!

МКДОУ «Детский сад №1 п. Алексеевск Киренского района

Иркутская область

Воспитатель старшей группы : Попова Оксана Геннадьевна

Публикации по теме:

Мини-музей «Время» Цели: Формировать представление у детей о музее. Формирование интереса к понятию Время Знакомство детей с историей возникновения часов,и.

Презентация на тему: «Использование компьютерных технологий для работы в ДОУ». В нашем городе (г. Мурманск) 6-го декабря 2012 года проходила городская научно-практическая конференция "Инклюзивное образование детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе «История часов»
Опубликовано: 26 июля 2013 в 10:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД