Занятие-экскурсия «Город мастеров»

Марина Паньковская
Занятие-экскурсия «Город мастеров»

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

Занятие – экскурсию проводят воспитатель и дети старшей группы. На экскурсию приглашены дети подготовительной группы.

Цели: 1. Обобщить знания детей о народных промыслах.

2. Закреплять знание элементов росписи.

3. Воспитывать интерес к русской народной игрушке, к традициям

русского народа.

4. Воспитывать гордость за свою страну, за её народных умельцев.

5. Развивать творческие способности детей.

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»

Зазывалы: Эй, девчушки – хохотушки,

Развесёлые болтушки!

Эй, ребята молодцы,

Озорные удальцы!

Проходите, проходите,

На игрушки посмотрите.

Все игрушки хороши,

Полюбуйтесь от души!

Занятие-экскурсия «Город мастеров»

Вед. Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь. Сегодня в нашем городе мастеров открылась выставка народных игрушек. А какие народные игрушки знаете вы? Какими игрушками детей забавляли раньше? Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять. Детских садов раньше не было.

Игрушки делали своими руками из разного материала. Попробуйте сами рассказать, какой это был материал.

Что было под рукой, из того и мастерили: веточки, трава, зола, камешки. Позже стали лепить из глины, выстругивать из дерева, выпиливать из кости, плести из ниток, мастерить из лоскутков. (Показ игрушек на экране.)

Вед. Посмотрите, все эти игрушки нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

Реб. Ах, народная игрушка,

До чего ты хороша!

Ты Россию прославляла

Ещё в древние века.

Вед. И свою выставку мы начнём со знакомства с русской красавицей.

А с какой именно, отгадайте!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрёшка)

Эту замечательную игрушку делают в городе Семёнове, и матрёшка называется семёновская. А наши девочки споют вам про матрёшек. Выходите, матрёшечки, да повеселите гостей.

1. Мы - весёлые сестрицы,

Мы – матрёшки озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки поиграть.

2. Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

Вед. Вы, ребята, проходите,

На матрёшек поглядите!

(Дети рассматривают игрушки, задают ребятам старшей группы вопросы)

Матрёшки были самыми любимыми игрушками в народе, у детей. Эта игрушка так понравилась мастерам, что каждый расписывал её по-своему. Полюбуйтесь нашими красавицами матрёшками.

Реб. В каждом доме ей почёт,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказками.

Вед. На высоком берегу реки Волги стоит дивный город Городец. Мимо него по реке проплывали корабли с грузами, а по дорогам ехали телеги запряженные лошадьми. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

Реб. Эта сказка с чудесами-

Сколько красок и цветов

Оживает под руками

Городецких мастеров.

Чудо-птицы, чудо-кони

Тонконогие летят,

Розоватые бутоны

Снова радуют наш взгляд.

Мы с ребятами учились рисовать городецкие узоры. Посмотрите, как у нас получилось. (На стене оформлена выставка детских работ)

Вед. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала Мать позабавить малых деточек. Вырезала она из деревянного чурбачка фигурку и назвала её «Аука» Дети порадовались, поиграли и закинули ауку за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я ауку на базар и покажу её торгашам. Ауку купили и заказали ещё. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала называться богородская.

(Показ игрушек на экране).

Вед. А теперь, ребята, давайте посмотрим, какие богородские игрушки представлены на нашей выставке.

Реб. Вы видали, вы видали,

Чтобы мишки танцевали?

Не видали ничего?

Покажу я вам его.

Он немножко неуклюжий

И застенчивый к тому же.

Он не может устоять,

Очень хочет танцевать.

Вед. А теперь, ребята, посмотрите все сюда. Это Дымковская слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили они из местной красной глины посуду, а еще игрушки для ребят. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

Реб. 1. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

2. Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары, другие игрушки

Из Дымково мы пригласили друзья.

3. Словно сказка-невидимка

В небе радугу зажгла.

Расцвела узором дымка,

Людям радость принесла.

Полюбуйтесь, ребята, дымковскими игрушками на нашей выставке.

А еще мы слепили игрушки из соленого теста, а когда они высохли, мы их расписали.

Реб. Мы старались, мастерили,

Все игрушечки слепили.

Расписали им бока,

Вот какая красота!

Вед. Дети, а вы хотите попасть в сине-голубую сказку? Это село Гжель. Здесь умельцы нашли белую глину и стали лепить посуду и игрушки. А расписывали свои изделия сине-голубыми красками. Мастерам очень нравился этот цвет. В речке Гжелке была синяя вода, в полях росли синие цветы, а небо было голубое-голубое. Все это мастера рисовали на игрушках и посуде.

Реб. Снежно-белая игрушка,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Полюбуйтесь, ребята, гжельскими игрушками.

Почему дымковские и гжельские игрушки стоят рядом?

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

А после работы и после учения мастерству надо было и отдохнуть. И выходили все на улицу, собирались вместе и в игры играли.

(Проводится русская народная игра «Плетень»)

Самыми любимыми игрушками девочек были тряпичные куклы.

Куклы обереговые, обрядовые и игровые. (Показ слайдов).

Реб. Как давно, так и недавно

На груди земли бескрайней

Детям мастерят забавных

Куколок с начинкой тайной.

Не беда, что нет улыбки,

Нет глазенок, нет и носа,

Платьице лоскутик хлипкий,

Руки-лапки, ножки-босы.

Вед. А теперь, ребята, пройдите, рассмотрите наших куколок.

Воспитатель предлагает детям встать в большой круг. Из мешочка ребята достают по одной карточке и объединяются в дружные семейки.

Вед. Ребята разыгрались и нечаянно разбили несколько красивых тарелок. Их мама расстроилась, ведь это были её любимые тарелки. Я вам предлагаю их склеить, собрав из осколков. (Дети работают в группах, звучит русская народная мелодия).

Вы все дружно поработали, а теперь встаньте в большой круг и полюбуйтесь тем,что у вас получилось.

Русские мастера умели трудиться и в свои изделия они вкладывали всё свое умение, всю душу, поэтому они и получались такими красивыми.

Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.

Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде:

- У работящего в руках дело огнём горит.

- Дело мастера боится.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Делу время, потехе час.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Без труда нет плода.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Без труда добра не будет.

- Запевать-запевай, а работу знай.

- Глаза страшатся, а руки делают.

- От лени-болезни, от труда-здоровье.

- Добрая работа мастера хвалит.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Реб. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, мастерах умельцах

На весь мир молва идёт.

Вед. Скажите, ребята, какие игрушки на нашей выставке вам понравились больше всего? Из чего они сделаны?

Спасибо, что вы были очень внимательными и старались выполнять все задания. Подойдите и ещё поиграйте игрушками, но помните, что с ними надо обращаться очень аккуратно.

В память о нашей встрече мы дарим вам эти раскраски. (Народные игрушки)

Публикации по теме:

Мини-музей «Город Мастеров»Мини-музей «Город Мастеров» Идея создания мини - музея "Город Мастеров" появилась спонтанно, случайно и неожиданно. Как то так получается, что у меня в группе очень.

Пушкинские ГорыПушкинские Горы Предлагаю Вашему вниманию экскурсию по маршруту «Псков-Печоры-Пушкинские Горы». Это была двухдневная автобусная экскурсия. В первый день.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Занятие-экскурсия «Город мастеров»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 17:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....