Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к проекту «Тайна пятого океана»)

Елена Боброва
Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к проекту «Тайна пятого океана»)

Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к краткосрочному проекту «Тайна пятого океана»)

Подготовила и провела Боброва Е. С., воспитатель 1 категории, МКДОУ №5, р. п. Охотск, Хабаровский край.

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать у детей интерес к миру открытий и изобретений человека,акцентировать внимание на таких качествах изобретателя,как смекалка, сообразительность,любознательность,творческое воображение,оригинальность. Учить делать умозаключения,анализировать, сравнивать,классифицировать.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдение за воздухом во время прогулок, Дидактические игры "Живое и неживое". Беседы из цикла" Земля-наш общий дом" ;Чтение экологической литературы ;опыты с водой,снегом, песком и магнитом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Стакан ; бумага,колбы с водой,цветные карандаши, свечи,баночки,склянки,пипетки, сухой спирт,свеча,спички,чайная ложка,глобус,музыкальное сопровождение.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, я сосуд какой нашла,

Как красив он и чудесен, будто весь из серебра.

Может кто-нибудь из вас, потерял его сейчас?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как же нам с ним поступить? Где хозяина найти?

Посмотрите он закрытый, значит что-то есть внутри.

Все ж попробую взглянуть, что в сосуде скрыто.

Нет, никак. уж очень сильно пробкою закрыто.

Вы тихонько посидите, только чур, не вскакивать,

Я узнаю, как сосуд надо распечатывать (выходит).

Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к проекту «Тайна пятого океана»)

Воспитатель: Ну, ребята, вот так чудо у дверей произошло,

Только пробку потянула, дымом все заволокло.

Я увидела, дружок, из сосуда потихоньку вылезает старичок.

Говорит, зовут Хоттабыч, да не знаю уж, друзья,

К нам пустить его на праздник или может быть нельзя?

Ну, кто тут посмелей из вас, в коридор идите,

Старика Хоттабыча в гости пригласите. (Входит старик Хоттабыч).

Хоттабыч: О, любезнейшие дети о, прекрасная звезда!

Вы меня из-за точенья выпустили навсегда!

Двести лет в сосуде этом я без дела просидел,

Карлик злой меня в сосуде, запечатать захотел.

Я ваш раб до самой смерти, я служить вам буду рад

Все желания исполню мне любой из вас как брат

Приказывайте! (падает на колени)

Воспитатель: Что вы, дедушка, вставайте, все в саду у нас равны

У ребят сегодня праздник, гостем будете и вы

Уважаемый Хоттабыч, ты известнейший факир

Очень хочется сегодня, чтоб ребят ты удивил.

Хоттабыч: Я великий джин Хоттабыч и могу я без вранья

проткнуть чудный этот шарик, спицею насквозь я (опыт с шариком)

Воспитатель: удивительное дело, не видала раньше я, чтобы шарик так легонько, вы проткнули с помощью волшебства. Вам понравилось, ребята? Спасибо, Хоттабыч.

А сейчас я вам расскажу одну маленькую историю, хотите?

Жил на свете человек, не сейчас, а очень, очень давно. Когда еще не было на свете ни машин, ни радио, ни пароходов, ни поездов, ни телевизоров. А человека все равно многое удивляло, он был любознателен, старался больше узнать, понять и донести до других людей. Таких людей называли колдунами или волшебниками. Но когда люди узнавали, в чем причина или секрет этих фокусов, тогда этих людей называли исследователями, изобретателями.

Ребята, а как вы понимаете выражение "Что значит удивляться?"

Дети: это значит, что-то открывать новое.

Воспитатель: правильно, дети, а вы хотели бы стать изобретателями или учеными? (Да)

Уважаемый Хоттабыч, мы хотели бы попросить тебя о помощи, ты бы смог превратить нас с ребятами в маленьких ученых, исследователей? (превращённые ребята надевают шапки, значки).

Воспитатель: ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте:

-на ноге стоит одной, крутит, вертит головой

нам показывает страны, горы, реки, океаны (глобус)

Правильно, глобус показывает форму нашей планеты Земля. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Правильно, посмотрите, как много воды на нашей планете. Ребята, назовите океаны, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.

Дети: Северо-Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу? (четыре) Кто живет в океане? (рыбы, дельфины, касатки и т. д.)

- Скажите, а где живут люди? (на суше)

-вот сегодня я хочу раскрыть вам еще одну тайну, Вы хотите эту тайну узнать, вам интересно?

Воспитатель: Так вот мы с вами живем тоже на дне океана- пятого океана. Давайте, проверим, правда, это или нет?

-Что это?

-Стакан.

-В стакане что-то есть?

-Нет, он пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может у вас есть другие предположения?

-В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем. Это-ВОЗДУХ.

ОПЫТ 1:Если я сейчас наберу полный стакан воды, плотно его закрою листом бумаги, что произойдет, если стакан перевернуть?

Дети: вода выльется, вытечет.

Воспитатель: Давайте проверим (переворачивает стакан).Почему вода не вытекает?

Дети: Атмосферное давление не позволяет воде вытекать. т. е воздушное давление (показ опыта 2-3 детей самостоятельно).

Воспитатель: А теперь скажите, ребята,какой бывает воздух?

-свежий, морозный, горячий, холодный, невидимый…

-А что такое воздух?

-Это то, чем дышат люди, животные, насекомые, растения.

Воспитатель: Правильно. Но я воздуха не вижу, а вы его видите?

-Нет.

Воспитатель: Давайте поиграем, поймаем воздух руками (дети ловят)

-Его поймать невозможно, он невидим. Нам воздух нужен?

-Да, чтобы дышать!

Воспитатель:Давайте проверим, закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

Дети: Трудно дышать, без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: Хорошо, ребята, а сейчас давайте пройдем в лабораторию и будем проводить опыты,а мы Хоттабычем будем вам помогать.

ОПЫТ 2: Возьмите 2 свечи, поставьте удобно на стол, мы сейчас их зажжем (пока зажигают свечи, закрепляют правила безопасности, свечи зажгли, а теперь возьмите пустую баночку и накройте осторожно одну из свечей и понаблюдаем, что же произойдет? (дети наблюдают, одна из свечей гаснет, а другая нет)

-Как вы думаете, почему это произошло?

-Потому что огню нужен был воздух.

Воспитатель: Правильно, чтобы свеча горела, огню необходим воздух,а так как мы плотно закрыли огонь банкой, воздух не поступает и огонь гаснет. А сейчас, ребята,возьмите пиктограммы и сделайте соответствующие отметки (красным карандашом отметьте кому необходим воздух, а синим кому воздух не нужен (дети работают с картами,делают анализ.

Физкультминутка.

Старик Хоттабыч: А вам еще чудо показать?

Это что еще не чудо, чудо будет впереди

Ты мне, свет очей, стаканчики и кувшин с водой найди (опыт)

Воспитатель: Ставит перед Хоттабычем три стакана, он произносит волшебные слова, вода окрашивается.

Ребята, а вы знаете этот секрет? Спасибо, Хоттабыч, ну что, ребята, давайте продолжим нашу работу в лаборатории и проделаем еще один опыт «Упрямый воздух»

ОПЫТ 3:Мы сейчас при помощи вот этих трубочек будем бурлить воздух, и гнать воду по трубочке или даже доставать и двигать предметы. Смотрите: мы сжимаем грушу, там есть воздух, вода бурлит, а теперь отпускаем грушу и вода с силой и быстротой поднимается вверх. Пробуйте теперь сами.

Хорошо, ребята, у вас прекрасно все получается.

А теперь послушайте еще одну интересную историю:

С давних времен живут рядом с человеком, которые были открыты первобытным человеком. Напомните мне загадку, которая напоминает об этом явлении: Накормишь - живет, напоишь - умрет (огонь)

Воспитатель: правильно, игра-ТРИЗ (огонь -хорошо, плохо; вода-хорошо, плохо). Вот так и живут рядом огонь и вода и постоянно ссорятся. Хотите посмотреть, как это происходит, когда один из них оказывается сильнее другого?

ОПЫТ 4:Свеча горит, дети набирают воду в ложечку и держат над огнем, вода испаряется, а потом наоборот, огонь горит, а из ложечки дети поливают на огонь.

Воспитатель: Вот и подошли к концу наши исследовательские работы. Давайте скажем старику Хоттабычу спасибо. Это он нам помог стать настоящими учеными.

Дети (хором): СПАСИБО!

Старик Хоттабыч: О, чудеснейшие дети, о, добрейшие друзья,

Ваши умные головки, покорили вмиг меня.

В память вам о нашей встрече, я оставлю книги эти,

Чтоб картинка ожила, вам опять нужна вода.

(Дарит волшебные картинки, дети под музыку разукрашивают их водой).

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ПУСТЬ ВСЕГДА У ВАС БУДЕТ:

Воздух чтобы дышать,

Огонь чтобы греться,

Вода чтобы пить и

ЗЕМЛЯ чтобы на ней жить.

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ, МИРА И ДОБРА!

Публикации по теме:

Аппликация в первой младшей группе. Подарок ко Дню Святого ВалентинаАппликация в первой младшей группе. Подарок ко Дню Святого Валентина Аппликация в первой младшей группе. Подарок ко дню Святого Валентина. /Совместное творчество взрослого и ребенка. / Подготовила и провела.

Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с Сдвг .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к проекту «Тайна пятого океана»)
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 16:12
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...