Лучший педагог года

Занятие в старшей группе «Загадки русской избы»

Татьяна Иосифовна Гаврилюк
Занятие в старшей группе «Загадки русской избы»

Цель:

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Создание образа оберега для своего дома.

Задачи:

ОО «Коммуникация»

1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.

Публикация «Занятие в старшей группе „Загадки русской избы“» размещена в разделах

3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

ОО «Познание»

1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.

2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

3. Закрепить знания о символах и древних образах.

4. Развитие интереса к прошлому.

ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»

1. Вызвать желание создать оберег своими руками.

2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.

3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

ОО «Социализация»

1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).

ОО «Музыка»

1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.

2. Предварительная работа:

1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

2. ОБЕРЕГ (С. И. ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.

Тип занятия :

Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).

Материалы:

Кусочки ткани, нитки, заготовки – трафареты веника для создания оберега, фасоль, монетки, лавровый лист, зерно.

Оборудование:

Группа оборудована в стиле русской избы : деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда,образцы оберегов.

Инструменты:

Ножницы, нитки, палочки.

Предварительная работа:

1. Проживание тем в группе –«Мы россияне», «Святки», «Народное творчество».

2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».

3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).

4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).

Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).

В горнице детей встречает русская барышня – красавица.

Здравствуйте хозяева!

Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?

Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.

Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.

Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).

Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).

В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

2. Что же было в каждой избе?

Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

3. Какие же были в избе полы?

Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

4. Что же значит название Красный угол?

Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

/Печь/.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(Лапоть.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

(Свеча.)

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

(Керосиновая лампа.)

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)

Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).

Игра «Назови слово по схеме».

Хозяйка. А сейчас я покажу вам схему, а вы будете называть мне слова, которые есть в моей избе. Показ схемы

Обозначающей предмет- отвечает на вопрос Кто? Что?

Дети называют слова: Ухват, печь, горшок и т. д.

А сейчас показывает новую схему, которая обозначает признак предмета:

Дети подбирают слова к слову ухват - деревянный, железный, нужный.

Хозяйка. А теперь, подберите слова к этой схеме, которая обозначает что?

Дети: действие предмета – называют слова: печь, ставить, готовить и т. д.

Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную

Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и, какой росписью он расписан.

Игра «Назови роспись».

Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги.

Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.

Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.

Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.

Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь:

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

Марьяна – искустница: перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи? (ответы детей).

Практическая работа в мастерской.

Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.

Самостоятельная работа.

(Форма работы совместно – индивидуальная)

Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.

По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.

- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?

Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.

ПШЕНО – от сглаза.

ЧЕСНОК – от нечистой силы.

ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.

РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.

СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.

ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК

КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.

ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.

ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.

МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.

КОСА – бесконечность.

ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.

МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.

МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.

ПУГОВИЦЫ – к обновам.

Публикации по теме:

Фольклор для детей.Фольклор для детей. "Приобщение детей к истокам старины".Всё дальше и дальше мы отделяемся от истоков народной культуры, народа. вырастают наши дети "не помнящие.

Презентация по русским народным сказкам. В нашем детском саду, в каждой возрастной группе,ведется своя проектная деятельность. Нашей группе досталась тема по русским народным сказкам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Загадки русской избы»
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 21:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД