Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)

Елена Шуршина
Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)

Цели:

• Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук»«буква».

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово».

• Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове.

• Познакомить с новой буквой «Г».

• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

Оборудование и материалы:

• Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением гусенка, гороха, галстука, галош, гвоздя, буквы «Г»;

«Звуковички»- кружки красного, синего, зеленого цвета;

• Перышко, камень;

• Колокольчик, лист бумаги;

• Доска, мел;

• Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку»;

• Простые и цветные карандаши, ластики.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с Вами. Надеюсь все пришли с хорошим настроением! Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их и все дружно и скажем: «Доброе утро!» И так мы начинаем наше занятие… Сегодня на занятии мы вспомним какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, чем звуки отличаются от слов, какими бывают слова, поупражняемся в делении слов на слоги, познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки живут в этой букве и поучимся ее писать.

II. Основная часть.

Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.

Педагог: А сейчас я попрошу Вас закрыть глазки. Не открывать пока не скажу и навострить свои ушки. Чур не подглядывать - только слушать!

Педагог звонит в колокольчик, шуршит бумагой, топает ногами, «мяукает».

А теперь можете открыть глазки. Ребята, что же Вы услышали?

Педагог: Молодцы! Вы все слышали какие-то звуки. Наверняка, когда Вы ехали в «Парус», тоже что-то слышали! Я, например, слышала как рычит собака: «р-р-р».

Педагог: Ребята, все в нашем мире звучит: и вода и снег и камень. Нас окружают самые различные звуки. Одни звуки мы можем пропеть и протянуть, и никакая преграда нам не мешает. Как же они называются? (ответы детей)

Педагог: Правильно! Это долгие звуки, мы их еще называем гласными звуками. Другие звуки мы пропеть и протянуть не можем, нам мешает преграда: губки. Зубки и язычок. Педагог: Как называются эти звуки?

Педагог: Правильно, это короткие звуки или согласные. Но согласные звуки тоже звучат по-разному, например: л-ль, с-сь. Какие же мы знаем согласные звуки? (ответы детей, педагог показывает перышко и камень)

Педагог: Молодцы! Согласные могут быть твердыми, как камень, и мягкими как перышко. А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Я буду каждому из Вас называть звук, а Вы должны ответить какой это звук-гласный или согласный, согласный твердый или согласный мягкий.

(Фронтальный опрос)

Педагог: Замечательно! Все справились с заданием! А сейчас мы с вами немного отдохнем-сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Белоснежка как проснулась

Сладко-сладко потянулась. (тянутся на носочках)

Раз - нагнулась, два - нагнулась, (наклоны в стороны)

И еще раз потянулась. (тянутся на носочках)

А потом бегом, бегом (бег на месте)

Побежала босиком!

Продолжаем наше занятие. Мы знаем, что звуки бывают гласными и согласными, согласные –твердыми и мягкими. Скажите, а звуки мы можем видеть?

Педагог: Правильно, мы их только слышим и произносим. Но мы то с вами волшебники и можем заколдовывать звуки. В какую фигуру мы заколдовываем звуки?

Педагог: Правильно, в кружок.

На доску педагог вывешивает «звуковичков».

Если звук гласный, кружком какого цвета обозначим звук?

Педагог: А если звук твердый согласный?

Педагог: А если мягкий согласный?

Педагог: Ну, а сейчас мы поиграем в игру «Сигнальщики».

Педагог раздает каждому ребенку символы звуков - круги красного, синего и зеленого цвета)

Педагог: Я буду называть вам звук, а Вы будите мне показывать кружок: если звук гласный- Вы поднимаете кружок красного цвета, если звук согласный твердый- кружок.

Педагог: А если я назову мягкий согласный, Вы должны поднять кружок зеленого цвета.

По ходу игры педагог задает вопрос: «Почему подняли …кружок?», дети должны обосновать свой выбор: «Потому что звук, а звуки…. мы обозначаем кружком …. цвета). Замечательно, все справились!

Дифференциация понятий «звук» - «слово»

Педагог: Ребята, а звуки что-нибудь обозначают?

Педагог: Нет! Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Послушайте внимательно: малинка. Что я Вам сейчас произнесла: звук, слово?

Педагог: Правильно, это слово, которое обозначает ягоду, и мы можем ее потрогать, понюхать, покушать, сорвать. Слова мы слышим и произносим и обозначают они какие-либо предметы, явления, действия.

Отработка навыка слогоделения.

Педагог: Слова, как и звуки тоже не похожи друг на друга! Послушайте: малинка – нос. Слова могут быть короткими – нос (педагог прохлопывает слово по слогам) и длинными –малинка (педагог прохлопывает слово по слогам).

Педагог: Ребята, какие же слова мы называем короткими, а какие длинными?

Педагог: Правильно! Слова в которых спрятался 1 слог – это короткие слова, а если в слове 2,3 и более слогов – это длинные слова. Чтобы определить длинное или короткое слово мы можем его прохлопать, протопать, прошагать. Вот и сейчас мы потренируемся с Вами в делении слов на слоги. Напомните мне, пожалуйста, в какую фигуру мы заколдовываем с Вами слово?

Педагог: Правильно, в прямоугольник. А сейчас достанем из папок тетрадку «От слова к звуку» и откроем на странице 48 и найдем задание под цифрой 1 в красном квадратике, поставим на цифру один пальчик. Все нашли? (Педагог убеждается в правильном выборе детей, проходит и проверяет).

Педагог: Художник нарисовал нам картинки, ну а что Вы должны отгадать.

•Красные лапки

Щиплют за пятки

(гусь)

Педагог выставляет картинку гуся.

Педагог: «Гусь» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.

Короткое, в нашем слове 1 слог. А теперь давайте наше слово «гусь» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «гусь»? (ответы детей)

Педагог: В прямоугольник.

Педагог под картинкой рисует прямоугольник.

Педагог: Будем делить его на части? Почему?

Педагог: Молодцы! А теперь следующая загадка:

•Голова на ножке,

в голове горошки.

(горох)

Педагог выставляет картинку гороха.

«Горох» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.

Длинное, в нашем слове 2 слога. А теперь давайте наше слово «горох» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «горох»? (ответы детей)

Педагог: В прямоугольник.

Педагог под картинкой рисует прямоугольник.

Педагог: Будем делить его на части? Почему?

Педагог: Замечательно! Мы с вами нашли длинное и короткое слово. Назовите еще раз длинное слово, короткое слово.

Педагог: Слова «гусь» и «горох» разные: одно длинное, другое короткое. Но мне кажется, что в них что-то есть общего, они начинаются на один и тоже звук. Какой звук Вы слышите в начале слов «гусь», «горох»?

Педагог: Ну, о звуке «Г» мы поговорим после переменки.

Переменка.

Знакомство с буквой «Г».

Педагог: Ребята, а сейчас мне бы хотелось Вам рассказать одну историю про одного гусенка, которого звали Гена.

Педагог рассказывает сказку Г. Юдина «Генерал Гена»

Педагог: Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

Вот такая история.

Педагог задает вопросы по тексту.

Педагог: Кем же мечтал стать гусенок?

Педагог: Генералом.

Педагог: Что же он надел на себя?

Педагог: Галстук, галоши. А что взял вместо сабли?

Педагог: Гвоздь. Какой же звук Вы слышите в словах «галстук», «галоши», «гвоздь»,«гусенок»?

Педагог: Звук «Г». Какой это звук?

Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?

Педагог: Какой же звук Вы слышите в словах «Гена», «генерал»?

Педагог: Звук «ГЬ». Какой это звук?

Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?

Педагог: Звуки «Г», «ГЬ» мы не видим, мы их только слышим и произносим, а где же прячутся эти звуки? (ответы детей)

Педагог: Правильно, они прячутся в букве «Гэ». Букву «Г» мы можем увидеть и написать.

Педагог выставляет изображение буквы «Г».

•И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть!

Физминутка:

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики. (прыгают на носочках)

Ножками топают, (шагают на месте)

Ручками хлопают, (хлопают в ладоши)

Головками кивают, (кивают головой)

И тихо приседают. (приседают)

Присаживайтесь за столы. Ребята, мы с Вами выяснили, что буква «Г» похожа на кочергу, а на что еще она похожа?

Педагог: Буква «Г» похожа на шлагбаум, давайте попробуем построить эту букву с помощью цветных карандашей. Нам потребуется 2 карандаша. (самостоятельная работа детей на местах)

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте посмотрим, в каких же словах спряталась буква «Г».

Дети называют слова с плаката с изображением буквы.

Педагог: А я тоже знаю слова с этой буквой. Давайте сейчас откроем тетрадку «От слова к звуку» на странице 48 и найдем задание под цифрой 2 в красном квадратике. Я загадаю вам загадки, а Вы должны будите найти отгадки со звуком «Г» или «ГЬ» и обвести их. Итак…

Педагог загадывает загадки.

•Я под мышкой посижу

И что делать, укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(Градусник)

Педагог: Какой звук слышите в начале слова?

Педагог: Какой это звук?

Педагог: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

Педагог: Возьмем синий карандаш и обведем градусник в кружок.

Аналогичная работа ведется с другими словами.

•Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница)

• Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

Педагог: А сейчас еще раз назовем, что мы обвели в кружок?

Педагог: Что не стали обводить?

Педагог: Почему?

Педагог: Молодцы! Наши пальчики трудились и сейчас должны немного отдохнуть. Карандаши уберем в пеналы и приготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы рисуем бегемота, (сжимают в кулак пальчики и разжимают)

Кто желает поработать?

Каждый пальчик рвется в бой (загибают каждый пальчик)

И кивает головой!

Работа в тетради.

Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Г» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.

Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Г».

Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.

Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!

III. Заключение

Педагог: Мы сегодня с вами вспомнили гласные и согласные звуки, познакомились с новой буквой «ГЭ», знаем какие в ней прячутся звуки, узнали много слов с этой буквой, научились ее писать. Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Публикации по теме:

Фонетика для дошкольниковФонетика для дошкольников Наглядный материал для изучения гласных звуков. Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Лексика
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)
Опубликовано: 2 января 2014 в 17:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...