Лучший педагог года

Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)

Елена Шуршина
Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)

Цели:

• Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук»«буква».

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово».

• Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове.

• Познакомить с новой буквой «Г».

• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

Оборудование и материалы:

Публикация «Обучение грамоте в средней группе, Занятие „Звук [Г], Твёрдые-мягкие согласные звуки“ по предмету „Абвгдейка“ (I год обучения)» размещена в разделах

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением гусенка, гороха, галстука, галош, гвоздя, буквы «Г»;

«Звуковички»- кружки красного, синего, зеленого цвета;

• Перышко, камень;

• Колокольчик, лист бумаги;

• Доска, мел;

Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку»;

• Простые и цветные карандаши, ластики.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с Вами. Надеюсь все пришли с хорошим настроением! Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их и все дружно и скажем: «Доброе утро!» И так мы начинаем наше занятие… Сегодня на занятии мы вспомним какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, чем звуки отличаются от слов, какими бывают слова, поупражняемся в делении слов на слоги, познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки живут в этой букве и поучимся ее писать.

II. Основная часть.

Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.

Педагог: А сейчас я попрошу Вас закрыть глазки. Не открывать пока не скажу и навострить свои ушки. Чур не подглядывать - только слушать!

Педагог звонит в колокольчик, шуршит бумагой, топает ногами, «мяукает».

А теперь можете открыть глазки. Ребята, что же Вы услышали?

Педагог: Молодцы! Вы все слышали какие-то звуки. Наверняка, когда Вы ехали в «Парус», тоже что-то слышали! Я, например, слышала как рычит собака: «р-р-р».

Педагог: Ребята, все в нашем мире звучит: и вода и снег и камень. Нас окружают самые различные звуки. Одни звуки мы можем пропеть и протянуть, и никакая преграда нам не мешает. Как же они называются? (ответы детей)

Педагог: Правильно! Это долгие звуки, мы их еще называем гласными звуками. Другие звуки мы пропеть и протянуть не можем, нам мешает преграда: губки. Зубки и язычок. Педагог: Как называются эти звуки?

Педагог: Правильно, это короткие звуки или согласные. Но согласные звуки тоже звучат по-разному, например: л-ль, с-сь. Какие же мы знаем согласные звуки? (ответы детей, педагог показывает перышко и камень)

Педагог: Молодцы! Согласные могут быть твердыми, как камень, и мягкими как перышко. А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Я буду каждому из Вас называть звук, а Вы должны ответить какой это звук-гласный или согласный, согласный твердый или согласный мягкий.

(Фронтальный опрос)

Педагог: Замечательно! Все справились с заданием! А сейчас мы с вами немного отдохнем-сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Белоснежка как проснулась

Сладко-сладко потянулась. (тянутся на носочках)

Раз - нагнулась, два - нагнулась, (наклоны в стороны)

И еще раз потянулась. (тянутся на носочках)

А потом бегом, бегом (бег на месте)

Побежала босиком!

Продолжаем наше занятие. Мы знаем, что звуки бывают гласными и согласными, согласные –твердыми и мягкими. Скажите, а звуки мы можем видеть?

Педагог: Правильно, мы их только слышим и произносим. Но мы то с вами волшебники и можем заколдовывать звуки. В какую фигуру мы заколдовываем звуки?

Педагог: Правильно, в кружок.

На доску педагог вывешивает «звуковичков».

Если звук гласный, кружком какого цвета обозначим звук?

Педагог: А если звук твердый согласный?

Педагог: А если мягкий согласный?

Педагог: Ну, а сейчас мы поиграем в игру «Сигнальщики».

Педагог раздает каждому ребенку символы звуков - круги красного, синего и зеленого цвета)

Педагог: Я буду называть вам звук, а Вы будите мне показывать кружок: если звук гласный- Вы поднимаете кружок красного цвета, если звук согласный твердый- кружок.

Педагог: А если я назову мягкий согласный, Вы должны поднять кружок зеленого цвета.

По ходу игры педагог задает вопрос: «Почему подняли …кружок?», дети должны обосновать свой выбор: «Потому что звук, а звуки…. мы обозначаем кружком …. цвета). Замечательно, все справились!

Дифференциация понятий «звук» - «слово»

Педагог: Ребята, а звуки что-нибудь обозначают?

Педагог: Нет! Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Послушайте внимательно: малинка. Что я Вам сейчас произнесла: звук, слово?

Педагог: Правильно, это слово, которое обозначает ягоду, и мы можем ее потрогать, понюхать, покушать, сорвать. Слова мы слышим и произносим и обозначают они какие-либо предметы, явления, действия.

Отработка навыка слогоделения.

Педагог: Слова, как и звуки тоже не похожи друг на друга! Послушайте: малинка – нос. Слова могут быть короткими – нос (педагог прохлопывает слово по слогам) и длинными –малинка (педагог прохлопывает слово по слогам).

Педагог: Ребята, какие же слова мы называем короткими, а какие длинными?

Педагог: Правильно! Слова в которых спрятался 1 слог – это короткие слова, а если в слове 2,3 и более слогов – это длинные слова. Чтобы определить длинное или короткое слово мы можем его прохлопать, протопать, прошагать. Вот и сейчас мы потренируемся с Вами в делении слов на слоги. Напомните мне, пожалуйста, в какую фигуру мы заколдовываем с Вами слово?

Педагог: Правильно, в прямоугольник. А сейчас достанем из папок тетрадку «От слова к звуку» и откроем на странице 48 и найдем задание под цифрой 1 в красном квадратике, поставим на цифру один пальчик. Все нашли? (Педагог убеждается в правильном выборе детей, проходит и проверяет).

Педагог: Художник нарисовал нам картинки, ну а что Вы должны отгадать.

•Красные лапки

Щиплют за пятки

(гусь)

Педагог выставляет картинку гуся.

Педагог: «Гусь» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.

Короткое, в нашем слове 1 слог. А теперь давайте наше слово «гусь» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «гусь»? (ответы детей)

Педагог: В прямоугольник.

Педагог под картинкой рисует прямоугольник.

Педагог: Будем делить его на части? Почему?

Педагог: Молодцы! А теперь следующая загадка:

•Голова на ножке,

в голове горошки.

(горох)

Педагог выставляет картинку гороха.

«Горох» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.

Длинное, в нашем слове 2 слога. А теперь давайте наше слово «горох» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «горох»? (ответы детей)

Педагог: В прямоугольник.

Педагог под картинкой рисует прямоугольник.

Педагог: Будем делить его на части? Почему?

Педагог: Замечательно! Мы с вами нашли длинное и короткое слово. Назовите еще раз длинное слово, короткое слово.

Педагог: Слова «гусь» и «горох» разные: одно длинное, другое короткое. Но мне кажется, что в них что-то есть общего, они начинаются на один и тоже звук. Какой звук Вы слышите в начале слов «гусь», «горох»?

Педагог: Ну, о звуке «Г» мы поговорим после переменки.

Переменка.

Знакомство с буквой «Г».

Педагог: Ребята, а сейчас мне бы хотелось Вам рассказать одну историю про одного гусенка, которого звали Гена.

Педагог рассказывает сказку Г. Юдина «Генерал Гена»

Педагог: Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

Вот такая история.

Педагог задает вопросы по тексту.

Педагог: Кем же мечтал стать гусенок?

Педагог: Генералом.

Педагог: Что же он надел на себя?

Педагог: Галстук, галоши. А что взял вместо сабли?

Педагог: Гвоздь. Какой же звук Вы слышите в словах «галстук», «галоши», «гвоздь»,«гусенок»?

Педагог: Звук «Г». Какой это звук?

Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?

Педагог: Какой же звук Вы слышите в словах «Гена», «генерал»?

Педагог: Звук «ГЬ». Какой это звук?

Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?

Педагог: Звуки «Г», «ГЬ» мы не видим, мы их только слышим и произносим, а где же прячутся эти звуки? (ответы детей)

Педагог: Правильно, они прячутся в букве «Гэ». Букву «Г» мы можем увидеть и написать.

Педагог выставляет изображение буквы «Г».

•И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть!

Физминутка:

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики. (прыгают на носочках)

Ножками топают, (шагают на месте)

Ручками хлопают, (хлопают в ладоши)

Головками кивают, (кивают головой)

И тихо приседают. (приседают)

Присаживайтесь за столы. Ребята, мы с Вами выяснили, что буква «Г» похожа на кочергу, а на что еще она похожа?

Педагог: Буква «Г» похожа на шлагбаум, давайте попробуем построить эту букву с помощью цветных карандашей. Нам потребуется 2 карандаша. (самостоятельная работа детей на местах)

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте посмотрим, в каких же словах спряталась буква «Г».

Дети называют слова с плаката с изображением буквы.

Педагог: А я тоже знаю слова с этой буквой. Давайте сейчас откроем тетрадку «От слова к звуку» на странице 48 и найдем задание под цифрой 2 в красном квадратике. Я загадаю вам загадки, а Вы должны будите найти отгадки со звуком «Г» или «ГЬ» и обвести их. Итак…

Педагог загадывает загадки.

•Я под мышкой посижу

И что делать, укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(Градусник)

Педагог: Какой звук слышите в начале слова?

Педагог: Какой это звук?

Педагог: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

Педагог: Возьмем синий карандаш и обведем градусник в кружок.

Аналогичная работа ведется с другими словами.

•Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница)

• Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

Педагог: А сейчас еще раз назовем, что мы обвели в кружок?

Педагог: Что не стали обводить?

Педагог: Почему?

Педагог: Молодцы! Наши пальчики трудились и сейчас должны немного отдохнуть. Карандаши уберем в пеналы и приготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы рисуем бегемота, (сжимают в кулак пальчики и разжимают)

Кто желает поработать?

Каждый пальчик рвется в бой (загибают каждый пальчик)

И кивает головой!

Работа в тетради.

Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Г» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.

Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Г».

Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.

Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!

III. Заключение

Педагог: Мы сегодня с вами вспомнили гласные и согласные звуки, познакомились с новой буквой «ГЭ», знаем какие в ней прячутся звуки, узнали много слов с этой буквой, научились ее писать. Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Публикации по теме:

Фонетика для дошкольниковФонетика для дошкольников Наглядный материал для изучения гласных звуков. Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)
Опубликовано: 2 января 2014 в 17:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД