Занятия музыкального кружка «Дончанка» (региональный компонент, казачий фольклор)

Галина Макарова
Занятия музыкального кружка «Дончанка» (региональный компонент, казачий фольклор)

Занятие музыкального кружка «Дончанка»

для детей старшей группы

Тема: «На Дону то было, на батюшке»

Цель: Формирование у детей интереса к истории донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассказать о значении реки Дон в жизни казаков.

2. Познакомить детей с историей, культурой донского казачества.

Обогащение и активизация словаря: распевы, кундюбочка.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории родного края.

2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте Донской земли.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства любви и уважения к своим предкам, к своей малой родине.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «На Дону то было, на батюшке».

Методы и приемы: рассказ воспитателя с опорой на наглядность, объяснение значения новых незнакомых детям слов.

Ход занятия:

Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть на первом занятии нашего музыкального кружка «Дончанка».

Как вы думаете, почему я выбрала для кружка такое странное название? (ответы детей) Потому что мы с вами живем на донской земле. Издревле по берегам Дона селились смелые, могучие люди – казаки. Река кормила их, оберегала от врагов, давала силы и мудрость. Недаром прозвали казаки Дон - батюшкой. В семьях казаков отец был главой семьи, хозяином. От него зависел достаток в семье, он был защитником и опорой для всех.

Посмотрите, как красива природа Донского края, как величава наша река (показ слайдов, на фоне звучит былинная песня донских казаков «Дон Иванович»)

Сейчас вы слушали старинную песню донского казачества - «Дон Иванович». В ней Дон назывался защитником, кормильцем. Что вы можете сказать о характере этой песни? (определение характера песни, средств музыкальной выразительности) Наверное сложно было сразу разобрать слова? Многие из них распевались – растягивались, чередовались со звуками е-е-е, а-а-а. Это особенность казачьих песен. Распевы, как волны в широком Дону, как ветер в бескрайней донской степи, придают песне широту, наполняют ее воздухом, светом.

Мы с вами живем в городе, который еще совсем недавно был казачьей станицей, значит вы – потомки казаков, юные казачата.

Но кто же такие «казаки»? (ответы детей)

(Слайд с изображением донского казака) Слово «казак» означает «вольный человек». Казаки, в отличие от русских крестьян, не зависели от царя (так как считали себя отдельным народом, от переменчивой погоды (так как долгое время не пахали, не сеяли). Они были сильными и ловкими (ведь мальчиков с пятилетнего возраста обучали военному искусству, они были богатыми (ведь в военных походах казаки добывали себе все самое лучшее из заморских стран). И никто не мог радоваться жизни так, как это делали донские казаки. Праздники, гулянья, посиделки на Дону всегда сопровождались веселыми, бойкими песнями. Давайте послушаем и разучим одну из них. Эта песня называется «Кундюбочка», что означает «куколка». (Показ и разучивание шуточной песни «Кундюбочка»)

А теперь покажите, настоящие ли вы казаки, умеете ли вы плясать так, чтобы каблуки стерлись, чтобы солнце позавидовало вашему веселью! (Видео: «Казачья плясовая» в исполнении ансамбля «Песни и пляски Донских казаков». Дети стараются подражать танцевальным движениям танцоров в соответствии с характером музыки).

Теперь я вижу, что из вас получатся настоящие донские казачата! А по-могут вам в этом занятия в нашем кружке. До скорой встречи, друзья! Или, как гутарили (то есть говорили) казаки: покедовичи, бывайтя с Богом!

Занятие музыкального кружка «Дончанка»

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Славен Дон людьми великими»

Цель: Развитие социально-активной позиции гражданина через исторические песни донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассказать о герое донского казачества атамане М. И. Платове.

2. Познакомить детей с жанром исторической песни.

Обогащение и активизация словаря: атаман войска донского, историческая песня.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории героев донского края.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство гордости за людей, прославивших наш край; желание стать похожими на них.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Славен Дон людбми великими».

Методы и приемы: рассказ воспитателя с опорой на наглядность, объяснение значения новых незнакомых детям слов.

Ход занятия:

Здорово дневали, казаченьки! Вот и снова собрались мы в круг, погутарим о жизни казачьей, о родимой сторонушке. (слайд – природа Донского края) Как прекрасна земля Донская! Но, как говорится, не место красит человека, а человек место. Как вы считаете, что это значит? (ответы детей)

Немало великих людей вышло с Донской земли. Никогда не забудет народ подвиги Скобелева, Разина, Платова. О Матвее Ивановиче Платове я расскажу вам сегодня. (слайд – портрет М. И. Платова).

Родился Матвей Иванович в станице Старочеркасской. Отец его был зажиточным казаком, занимался торговлей. Но Матвей не желал продолжать дело отца. С восторгом слушал он рассказы старых казаков о военных походах, о храбрых полководцах. С малых лет его любимым занятием стали верховая езда и стрельба из лука.

В тринадцать лет Матвей пошел на службу в казачьи войска, где проявил себя храбрым и находчивым воином. В семнадцать лет он стал есаулом, в двадцать – войсковым старшиной. Сколько бесстрашных подвигов совершили донские казаки под предводительством Платова! Так во время русско-турецкой войны его отряд, перевозивший обозы с продовольствием и орудиями попал в засаду. Врагов было тридцать тысяч (в двадцать раз больше, чем казаков). По приказанию Платова из обозов наскоро было устроено укрепление. Семь раз кидались в атаку татары и семь раз казаки отбрасывали их с большим уроном. Отряд продержался до прихода вызванного на помощь казачьего полка. Враги были разбиты!

После войны с Турцией Матвей Иванович сражался на Кавказе, в Пруссии, участвовал в Индийском походе, в Отечественной войне с армией Наполеона.

За умелое руководство Платов был назначен атаманом войска донского, император пожаловал ему титул графа, а народ прозвал Матвея Ивановича атаманом Вихрь.

Давно уже нет на свете храброго атамана, но подвиги его до сих пор живут в песнях донских казаков. Послушайте одну из них. (Слушание исторической песни донских казаков «Ты, Россия, матушка Росси», беседа о ее характере и содержании)

А вы хотите стать такими же храбрыми, ловкими, как атаман Платов? Казачата учатся этому с детства на веселых играх. (Разучивание игровой песни «Казачья вольница», проведение игры).

А у вас в роду есть донские казаки? Расспросите об этом ваших родителей, бабушек и дедушек. А на следующем занятии расскажите нам о них. Может быть даже покажите их фотографии. С нетерпением жду вас через неделю. До скорой встречи, ребята!

Публикации по теме:

Презентация работы кружка «Творим, выдумываем, сочиняем» Презентация работы кружка "Творим, выдумываем, сочиняем"Недавно,в своем блоге, я знакомила с программой кружка "Творим, выдумываем, сочиняем".

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятия музыкального кружка «Дончанка» (региональный компонент, казачий фольклор)
Опубликовано: 4 апреля 2012 в 21:53
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....