Папки-передвижки

«Педагогическая компетентность». Заседание «Школы молодого педагога»

татьяна горяинова
«Педагогическая компетентность». Заседание «Школы молодого педагога»

Педагогическая компетентность.

Школа молодого воспитателя

Горяинова Т. Н.

Февраль 2013год

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовить обучаться в течение всей жизни. Все

Публикация «„Педагогическая компетентность“, Заседание „Школы молодого педагога“» размещена в разделах

Эти качества формируются с детства.

Главные задачи современных образовательных организаций – раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание порядочности и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Новая школа – это школа для всех. Обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности детей, по-разному организованно обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития детей, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа – это современная инфраструктура. Столовая с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологическим учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными и интерактивными учебными пособиями, условия для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечить нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Облик современной модели образования до 2022 года.

Ключевые общесистемные изменения.

1. В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм.

2. изменения коснутся принципов управления в системе образования (общественность участвует в управлении и контроле качества образования (наблюдательность, попечительские и управляющие советы).

3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования (регулярное участие в международных самостоятельных исследованиях, активный поиск4 и использование лучших международных разработок).

4. доступ к образовательным ресурсам (общедоступные национальные библиотеки цифровых образовательных ресурсов).

5. в 2010-2020 г. В системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения (повышение конкурентоспособности квалифицированного педагога, приток в сферу образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников).

Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.

Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Л. А. Петровская).

В словаре по педагогике :

Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативной компетенцией подразумевается умение достигать в общении целей, способность в нужный момент произносить нужные слова или не произносить ненужных. (С. Н. Лютовой).

Понятие коммуникативной компетенции характеризует способность правильно ориентироваться в межличностном общении и относительно свободно участвовать в нём. Достигается она благодаря лингвистическим знаниям, а также пониманием традиций, обычаев, нравов общества; коммуникативная компетентность отражает уровень мастерства человека в межличностном общении, опирается прежде всего на психологические знания о себе и других, а также выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений.

Современный период развития дошкольного образования предъявляет особые требования к качеству предоставления образовательных услуг, для обеспечения которых необходим соответствующий уровень коммуникативной компетентности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии развернулись поиски, направленные на исследование проблемы развития компетентности как свойства личности, формирование компетенции специалиста-профессионала.

Под профессионализмом понимается высокое качество по приобретению специальности, позволяющее быть конкурентноспособным.

Профессионализм обеспечивает высокую мобильность, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, самостоятельно принимать решения и обеспечивать регуляцию поведения.

В «Стратегии модернизации российского образования» указывается, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.

Термин компетентность означает :

• совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций.

• Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа.

Компетенция социальная – социальные навыки (обязанности, позволяющие личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Компетентность является, с одной стороны, круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой – знание, опыт, умения самого должностного лица, т. е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий.

Компетентность – характеристика субъекта профессиональной деятельности. Она чаще всего рассматривается учёными в рамках конкретной профессиональной деятельности, которая выполняется качественно, эффективно, образцово, компетентно. Это позволяет трактовать компетентность как фактор, который содействует непрерывному самообразованию специалиста.

Понятие «компетентность» соответствует новой парадигме профессионального образования, которая формулируется как «образование в течение всей жизни».

Это понятие включено в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».

А. В. Хуторский включает следующие группы компетенции :

* ценностно-смысловые – связанные с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; механизм самоопределения человека в ситуациях деятельности.

* общекультурные – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, владение эффективными способами свободного времени.

* учебно-познавательные - самостоятельная познавательная деятельность, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

* информационные – навыки деятельности в образовательных областях, в окружающем мире, владение современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

* коммуникативные – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

* социально-трудовые – выполнение роли гражданина, наблюдателя, изобретателя, представителя, члена семьи, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствие с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

* компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Представить коммуникативную компетентность воспитателей в ДОУ можно следующим образом:

• умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление.

• Умение представить своё дошкольное образовательное учреждение, страну в ситуациях межкультурного общения, диалоге культур, использовать для этого знание иностранного языка.

• Владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, умение выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести диалог.

• Владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтении, письмо, лингвистической и языковой компетенции.

• Владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы.

• Наличие позитивных навыков общения в поликультурном обществе, на основе исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Условия развития коммуникативной компетентности сотрудников ДОУ можно рассматривать как процесс развития профессионального опыта и оценки профессиональных достижений на основе последовательного освоения новых компетенций.

Профессиональная компетентность современного педагога ДЩОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день перед воспитателями стоят следующие задачи:

• переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;

• передача дошкольникам необходимой для успешного развития информации;

• обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений;

• формирование умения ставить задачи и находить способы их решения, т. е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.

Имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия мира ребёнком. Компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий, исходя из задач воспитания и развития ребёнка.

Качество образовательного процесса предполагает высокую профессиональную компетентность, в том числе и коммуникативную.

Основой развития коммуникативной компетентности в ДОУ могут быть его внешняя и внутренняя среда.

Внутренняя образовательная среда ДОУ – это система влияний и условий формирования личности и возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.

Коммуникативную компетентность можно рассматривать в двух аспектах:

• как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте

• как способность эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Коммуникативную компетентность нельзя считать замкнутым индивидуальным опытом. Она возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в её развитии.

Игра «Поменяйтесь местами»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание доверительной обстановки, формирование чувства сплочённости группы.

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Вопросы необходимо подбирать по принципу: весёлые, проблемные, чередовать их между собой.

• кто пришёл в юбке

• у кого подавленное настроение

• у кого короткая стрижка

• кто любит украшения

• у кого двое детей

• кто испытывает трудности в планировании своей деятельности

• кто не знает, как составлять конспекты занятий

• кто иногда опаздывает на работу

• у кого ничего не болит

• кто не знает, как общаться с родителями

• кто любит играть роли

• кто жалеет, что выбрал профессию педагога

• кто любит отдыхать на море

«Шесть шляп»

перед педагогами разложены шесть шляп (красного, чёрного, жёлтого, зелёного, белого и синего цвета).

Ведущий объясняет, что метод шести шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чём-либо подумать зачастую вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод шляп, широта нашего восприятия быстро увеличивается. Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления:

Красная – эмоции, интуиция, чувства человека. когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только их обозначает, проговаривает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства».

Чёрная – критика, недоверие, осторожность: «Какие препятствия могут быть на пути? В чём недостатки? Срабатывает ли это?»

Желтая – поиск положительных сторон, преимуществ: «Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?»

Зелёная – различные новые идеи, предложения, творчество: «Какие альтернативы данному решению? Данной ситуации? Что ещё можно сделать?»

Белая – «чистый лист» - поиск информации, ответов на вопросы: «Какой мы обладаем информацией?»

Синяя – организация мышления : «Что мы достигли? Что с этим мы будем делать дальше?»

Ведущий предлагает участникам высказывать своё мнение о работе над мыслительной картой, уделяя внимание разным аспектам мышления в зависимости от цвета шляпы.

Начинается работа с красной шляпы. Примерные вопросы для эффективного вхождения в роль в той или иной шляпе.

1. сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа. Какие чувства вы испытываете сейчас?

2. каковы ваши мысли в жёлтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в данной работе?

3. мы выслушали положительные стороны. Теперь переключимся с жёлтой шляпы на чёрную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступить таким образом? Что может не получиться, если мы попытаемся воплотить эту идею?

4. находясь в чёрной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь перейдём к зелёной шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблему?

5. какие факты нам известны? Что мы об этом знаем? Наденем белые шляпы.

6. я хотела бы надеть синюю шляпу и спросить : «Можем ли мы прийти к выводу?».

Тест «Какой я воспитатель».

1. Довольна ли я собой?

2. способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позиции другого?

3. легко ли я принимаю критику, необходимую для моего профессионального роста?

4. могу ли я взглянуть на себя глазами моих воспитанников?

5. интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела, обязанности?

6. ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер образовательной деятельности и заданий, если не вижу у воспитанников ожидаемых результатов и реакций?

7. пробуждает ли мой стиль воспитания интерес дошкольников к обучению?

8. знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?

9. считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?

Ключ:

1-9 вопросы

Да -0

Скорее да, чем нет – 3

Скорее нет, чем да – 7

Нет – 10

В остальных случаях:

Да – 10

Скорее да, чем нет – 7

Скорее нет, чем да 3

Нет – 0

100-75 очков – вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребёнка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным для воспитанников.

75-55 очков – такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребёнка, стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.

Ниже 55 очков – многое в профессиональной деятельности воспитателя вы понимаете и не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты работы и вашу удовлетворённость.

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1, Информационная

-умение:

* искать

*анализировать

* преобразовывать

* применять информацию для решения проблем.

2. Коммуникативная

- умение:

* эффективно сотрудничать с другими людьми

3. Самоорганизация

-умение:

* ставить цели

* планировать

* ответственно относиться к здоровью

* полноценно использовать личностные ресурсы

3. Самообразование

- готовность:

* конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

Что должен уметь компетентный педагог.

1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

2. ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.

3. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.

4. проявлять уважение к своим ученикам, у их суждениям и вопросам.

5. чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

6. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.

7. закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.

8. планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.

9. ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.

10. в совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».

11. привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат.

12. привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.

13. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

14. оценивать не только предметные достижения, но и развитие личных качеств.

15. видеть проблемы не только в знаниях, но и готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать :

1. стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к постоянным переменам.

2. строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

3. его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников. Поэтому их родители – самые верные союзники учителя.

4. любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью и это представление можно передать ученикам.

Педагог должен остерегаться :

1. по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.

2. передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.

3. представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций.

Важнейшие базовые компетенции :

• предметная - готовность к преобразовательной деятельности

• методологическая – готовность использовать различные методы деятельности

• технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов

• менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер

• предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер.

Внешние ресурсы –это знания, умения и навыки.

Внутренние ресурсы – это всё то, что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:

Информационные – справочники, энциклопедии, Интернет.

Человеческие – специалисты в необходимых областях.

Финансовые, материально-технические, технологические и др.

Педагог должен уметь управлять этими ресурсами целенаправленно и последовательно и в нужный момент мобилизировать все свои ресурсы – запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

Профессиональные и личностные качества педагога.

1. формирование профессиональной компетентности педагога.

2. умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи.

3. умение решать профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.

4. непрерывно овладевать технологиями обучения, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, которые нужно адаптировать к своей предметной области, а главное, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям.

По признаку доминирования профессиональных и личностных качеств педагог должен быть профессионально компетентной, интеллигентной, духовной, конкурентноспособной на рынке образовательных услуг личностью.

Педагогическая культура понимается как система знаний, умений, ценностных ориентаций человека в области науки, искусства, религиозных убеждений, обычаев и традиций, а так же, как активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды, родного языка. Она проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием, и выражает характер и качественный уровень взаимоотношений между обществом, природой и человеком.

Формирование культуры человека способствует развитию у него гуманистических установок, что позволяет говорить о ярко выраженной гуманистической ориентации науки.

Гуманистический подход в развитии педагогической культуры подкрепляется концепцией устойчивого развития мирового общества.

Профессиональная компетентность определяется как качественная характеристика степени овладения личностью своей профессиональной деятельностью и предполагает:

1. осознание своих побуждений к данной деятельности потребностей и интересов, стремлений и ценностных ориентаций, мотивов деятельности, представлений о своих социальных ролях.

2. оценку своих личностных качеств как специалиста: профессиональных знаний, умений и навыков.

3. регулирование на этой основе своего профессионального становления.

Публикации по теме:

Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Педагогическая компетентность». Заседание «Школы молодого педагога»
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 21:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД