Получи документы

Консультация для родителей «Застенчивые дети»

Людмила Мовчан
Консультация для родителей «Застенчивые дети»

Застенчивые дети

В каждой группе детского сада, есть так называемые «удобные дети». Молчаливые, незаметные, не доставляющие много хлопот. Внешне спокойное поведение, послушное выполнение просьб воспитателя, молчаливость и пассивность часто оцениваются взрослыми (не только воспитателями, но и родителями) положительно, как проявление некоторых черт характера. И редко у кого из взрослых (особенно если дети младшего дошкольного возраста) возникает желание разобраться в причинах такого поведения.

Публикация «Консультация для родителей „Застенчивые дети“» размещена в разделах

Жалобы на застенчивость, стеснительность возникают чаще всего у родителей детей 5-7 возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в данном возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослых, и ребенок готовится стать школьником.

Низкий уровень развития общения, замкнутость, неумение вступать в контакты с другими людьми – детьми и взрослыми, мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом детского коллектива.

Застенчивость является одной из самых сложных проблем межличностных отношений, и уходит корнями в детство.

Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд трудностей, возникающих, при общении с людьми, обусловленных застенчивостью. Затруднение при знакомстве, трудности при выражении своего мнения, излишняя сдержанность и др.

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенности Эдипова комплекса, бихевиоризм – приобретённую реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Во всех исследованиях по данному вопросу отмечается связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

В результате исследований особенностей общения застенчивых детей со взрослыми были выделены четыре причины застенчивого поведения. (Поставленная задача решалась в контексте разработанных М. И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми).

Первая – и наиболее распространенная причина застенчивого поведения у детей дошкольного возраста – отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности, как в целом так и в отдельных поступках. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки.

Вторя причина – собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям, независимо от оценки взрослых. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. Если ребенок затрудняется он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда преодолевая внутренне напряжение, ежится, смущенно смотрит в глаза, тихо что-то говорит.

Третья причина – общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременно желании и боязни привлечь к себе внимание, выделится в группе. Часто эта особенность проявляется в ситуации встречи со взрослыми или в начале какой-либо совместной деятельности. Как показали исследования самооценка у застенчивых детей высокая на протяжении всего дошкольного детства.

Четвертая причина – потребность оградить внутренне пространство своей личности от постороннего вмешательства.

Как показывают исследования в области детской застенчивости – основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других.

Один из главных вопросов, который возникает у воспитателей, родителей, психологов: каких детей следует отнести к застенчивым, а каких – к незастенчивым. Психологами были выделены следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.

В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, чаще всего проявляющегося при встрече с незнакомыми людьми. С одной стороны, застенчивый ребенок хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, по мере приближения останавливается, возвращается назад и обходит нового человека стороной. Такое поведение называется амбивалентным.

Избирательность контактов с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми людьми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече с незнакомыми людьми и в ходе общения ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: ребенок хочет общаться, получает от этого удовольствие, но в то же время он испытывает чувство страха и тревожности перед другими.

Страх любых бубличных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога.

Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят одежду, трогают волосы или лицо. В большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят глаза, отворачиваются, краснеют. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины. Основное их стремление - не привлечь в себе внимания.

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут. Даже их редкие шалости отличаются робостью. Они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

Работа в детском саду по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно в следующих направлениях:

Во-первых, необходимо формировать у детей необходимые навыки межличностного общения.

Во-вторых, следует укреплять у ребенка уверенность в себе и в собственных силах.

Какими бы небыли причины застенчивости у детей самое главное, для нас, взрослых (родителей, воспитателей, психологов) не упустить время и помочь ребенку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для родителей «Дети и улица» Безопасность жизни детей во многом зависит от нас взрослых, в частности, от родителей. Ребёнка нужно крепко держать за руку во время ходьбы.

Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?»Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?» Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна. Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Застенчивые дети»
Опубликовано: 24 января 2024 в 13:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД