МААМ-картинки

Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»

Елена Завалипенская
Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»

Задачи:

- систематизировать и расширить представления детей о взаимосвязи природы и человека;

- закреплять знания о сезонных изменениях в природе

- развить у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу

- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление и диалогическую речь

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности и бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ.

Публикация «Конспект занятия „Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы“» размещена в разделах

Конверт с маршрутным листом, глубиномер (снегомер, конверты со слогами, картинки с изображением животных, птиц, дидактическое пособие «Следы животных», ширма с изображением лесной поляны, ширма со снежинками, костюм котенка, рюкзаки с дидактическим материалом и кормом для птиц, кукольный театр, стол, музыкальный центр, ноутбук, кормушка для птиц.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• рассматривание иллюстраций;

• наблюдение на прогулке, экскурсии и беседы;

• чтение художественной литературы и разучивание стихотворений, песен, загадок, пословиц и поговорок;

• просмотр и прослушивание дисков;

• изготовление скворечников, кормушек, кормление птиц;

• работа на огороде и клумбах;

• труд в уголке растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное экологическое путешествие (показ конверта) и пригласим с собой наших гостей. Но прежде давайте объясним им, что мы изучаем на занятиях по экологии и во время таких путешествий и экскурсий.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (изучаем природу: живую (человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы) и неживую (солнце, луна, камни, песок, вода, и т. д., проводим опыты, изучаем взаимосвязь между живой и неживой природой).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята. Я уверена, что после такого подробного объяснения, наши уважаемые гости с удовольствием отправятся с нами в путешествие.

ОТВЕТ ГОСТЕЙ: (согласны, с удовольствием)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вчера почтальон принёс вот этот конверт, в котором находится маршрутный лист нашего увлекательного путешествия. А вот кто нас приглашает попутешествовать вы должны отгадать! Слушайте внимательно:

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я?. Ответ детей (зима)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, правильно отгадали. Что ж, давайте посмотрим, в каком направлении мы начнём движение, и, где находится наша первая остановка.

Рассматривание карты и выяснение местонахождения первой остановки: огород.

Дети совместно с взрослыми идут к огороду.

ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОГОРОДУ:

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения происходят в огороде с приходом зимы? (Все заметает снегом.) А где же наш урожай? (Собрали и положили в погреб (подвал). А вы помните, что росло на наших грядках? (Да) А вот дорогие гости не знают. Давайте мы им загадки загадаем. Ну-ка гости, отгадайте, что росло у нас на грядках

Загадки об овощах читают дети:

*

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

*

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

*

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

*

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что же это? (Чесночек)

*

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

*

Он бывает, люди, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это (перец)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы гости. А вот теперь вопрос к ребятам:что мы делали на огороде после уборки урожая? (вскапывали огород). А зачем? (уничтожаются сорняки и вредители, лучше задерживается и впитывается влага). Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у забора или в центре? (У забора) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к забору, что в этих местах он не разносится ветром.) А вот сейчас мы и проверим: правильно ли вы отвечаете.

Исследовательская деятельность.

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода, определить, что легче снег или земля.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у нас снег задерживается на огороде за счет забора, а как же на полях? (там сажают лесополосы – деревья, посаженные в несколько рядов). Вспомните, пожалуйста, фамилию ученого, предложившего такой способ (Докучаев Василий Васильевич)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы молодцы. Ой, а здесь конверт. А что в нем посмотрите и нам всем покажите (слог «МО»). Ребята, пора нам дальше продолжить своё путешествие. У нас ещё несколько остановок.

Движение по маршруту.

Остановка «Животные».

Собака Филя: Здравствуйте.

Ответы детей.

Филя: А что вы здесь делаете?

Воспитатель: У нас экологическое путешествие. Мы движемся по маршруту зимушки зимы.

Филя: Ой, тогда вам ко мне. Зимушка зима приготовила для вас вопросы и задания. Вы готовы отвечать?

Ответы детей.

Филя: Хорошо, но прежде скажите мне пожалуйста: вот вас здесь много: и взрослых, и детей. А как вас всех можно назвать одним словом?

Ответы детей (люди, человек).

Филя: Правильно, а я кто?

Ответы детей (собака, дом. животное, животное).

Филя: Молодцы. Вот и поговорим мы с вами сегодня о животных.

1 вопрос: каких животных вы знаете?

Ответы детей (перечислить).

Филя: Какие молодцы, сколько животных вы знаете! А вот вы назвали и птицу. А разве птица – это животное?

Ответы детей (животное, тело которой покрыто перьями и есть крылья).

Филя: Ой, какие умнички. А вот скажите: столько животных вы назвали, а они, что живут все в одном месте?

Ответы детей (нет, в разных)

Филя: а почему?

Ответы детей (каждое животное приспособлено к определённому климату, одни живут в холодных краях, другие только в жарких, а есть те, которые переносят и холод, и жару –животные нашего края).

Филя: назовите мне жителей холодного края (ответы детей, а теперь жителей жарких стран (ответы детей). Ну а теперь животных нашего края (ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а каких животных называют редкими? (их осталось мало и они занесены в красную книгу, их нельзя убивать, охотиться нельзя). Приведите примеры таких животных (бобер, снежный барс, уссурийский тигр, морской котик, морж и т. д.)

ФИЛЯ: Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей).

Расскажите, как живут зимой животные в лесу.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Медведь спит. А среди зимы у медведицы появляются детеныши - крошечные медвежата. И еж спит, его тоже засыпало снегом.

Белка ест свои запасы. А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.

Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый - его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Лосю лесники заготавливают на зиму сено и ветки.

Филя: а следы каких животных мы можем увидеть в наших лесах зимой? (Ответы детей).

Филя: Сегодня ночью шёл снег и на лесной опушке видны следы животных. Вот вам задание: постарайтесь различить, где чьи следы.

Работа с карточками: узнавание следа и прикрепление к следу карточки с животным.

Филя: так, так, так. Всё правильно.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете: будет след моей обуви отличаться от вашей? (да). А чем? (размером и рисунком).

Филя: Молодцы, ребята. А у меня для вас сюрприз! (Звучит музыка и выбегает ребёнок в костюме котёнка. Дети исполняют песню с движениями.)

Филя: вот конверт, который просила передать вам зимушка зима.

Дети открывают конверт и читают на карточке слог «ЛО».

ВОСПИТАТЕЛЬ: что ж Филя, спасибо тебе за нашу встречу, но нам пора продолжить своё путешествие: в нашем маршруте ещё одна остановка.

Дети прощаются, смотрят на карту и продолжают свой путь.

Каркуша: Здравствуйте, ребята и взрослые (ответы детей). А я тут вас давно уж поджидаю: с дерева на дерево перелетала, в окошко заглядывала. А вас всё нет да нет. Думала уж, что случилось. Пришлось вот самой к вам прилететь.

Воспитатель: Да нет, Каркуша, мы сегодня путешествуем по маршруту Зимушки зимы, поэтому и чуть-чуть задержались.

Каркуша: Знаю, знаю. Была она у кормушек, про ребят всё выспрашивала: хорошие или плохие, добрые или злые, умные ли. А я ей всё нахваливала вас да нахваливала. Говорю: скворечники сделали, кормушки развесили, корм каждый день приносят. Даже музыкальный стан нам сделали. А она мне: «Сделать то для вас вижу многое сделали. А вот много ли они о вас знают. Вот в чём вопрос». И оставила для вас вопросики разные. Вы уж постарайтесь на них ответить, пожалуйста.

Ответы детей (постараемся, хорошо, да.)

Каркуша: Ну что ж начнём.

1 вопрос: Птицы подразделяются на ….

Ответы детей (зимующих и перелётных, диких и домашних).

Каркуша: Ну, я ж говорила: молодцы!

2 вопрос: почему одних птиц называют перелётными, а других зимующими?

Ответы детей (перелётные птицы - это птицы, улетающие на зиму в теплые края, а весной назад возвращаются; не переносят холод и им нечем питаться, приходится улетать в теплые края, а весной назад возвращаться; а зимующие у нас зимуют).

Каркуша: 3ворос: назовите перелётных птиц.

Ответы детей (грач, скворец, гусь, лебедь, ласточка и т. д.)

Каркуша: а теперь зимующих

Ответы детей (сорока, ворона, воробей, галка, снегирь, голубь, синичка, дятел и т. д.)

Каркуша: Ну, говорю ж: умные дети, у-м-н-ы-е. Ребята, а давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА. Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, ворона, грач, сорока, соловей).

Каркуша: Ребята, а зимушка зима приготовила для вас ещё и голосовую проверку.

Звучит запись с голосами птиц. Дети отгадывают.

Каркуша: Молодцы ребята, всё правильно отгадали.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а чем мы можем помочь зимующим птицам?

Ответы детей (класть корм в кормушки).

Воспитатель: Правильно. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в словесную игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетают к нашим кормушкам и чем мы их кормим (на столе — картинки-вставки: назвали птичку, нашли картинку с её изображением и прикрепляем к кормушке).

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробей)

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (синичка)

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это? (снегирь)

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (голубь)

5. В пятницу прилетели ещё птицы. Отгадайте: кто это?

Свои ответы дети сопровождают показом картинки и прикреплением к кормушке.

1)Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её.

(Сорока)

2)На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близёхонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте!

(ворона)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Ребята, а как вы думаете: на какой из наших кормушек будет прилетать больше птиц (ответы детей). Зима только началась и время для наблюдений у нас ещё много. Вот мы и понаблюдаем: отчего зависит количество птиц на разных кормушках: от цвета или от корма.

Далее звучит песня в исполнении детей, воспитатель вместе с детьми насыпает свежий корм в кормушки.

Каркуша: А теперь мне к зимушке зиме пора, рассказать ей, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Дарю на память мой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (Достает из сумочки рисунки и раздает детям)

Воспитатель: Конечно, Каркуша, ты самая красивая птица на свете, правда, дети? (Да. Спасибо, Каркуша).

Каркуша: Ой, ребята, я же забыла: вам зимушка – зима конверт передала. Дети открывают конверт и читают слог «дец».

Каркуша: Ребята, напомню вам: ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ, ОТНОСИТЕСЬ К НЕЙ БЕРЕЖНО. ВЕДЬ ВСЕ НА ЗЕМЛЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

Ответы детей (да, конечно, обязательно)

Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу, а кто хорошо занимался, тот (выкладываем слово из слогов, полученных на остановках): «МОЛОДЕЦ». А на прощанье скажем всем: «До свиданья и спасибо за вниманье!» А в группе нас ждут угощения от зимушки – зимы: чай с пирожками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «В гостях у Зимушки-зимы» для средней группы ДОУ Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Задачи: • Активизировать словарь по темам «Зима».

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на.

Конспект занятия (речевого досуга) по развитию связной речи во второй младшей группе «Забавы Зимушки-зимы» Конспект занятия (речевого досуга) по развитию связной речи во второй младшей группе Забавы Зимушки – зимы. Цель: Закрепление и обогащение.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по весеннему маршруту» «Путешествие по весеннему маршруту» Задачи: уточнить и расширить словарь по теме «Весна»; совершенствовать грамматический.

Квест-игра «Сюрпризы Зимушки-Зимы» (старшая группа) Конспект квест-игры «Сюрпризы Зимушки-зимы»(старшая группа) Первый этап. Оборудование: Яркая, привлекательная снежинка. Ход игры: Взрослый.

Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» (средняя группа)Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» (средняя группа) Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» Задачи: стимулировать интерес к игре, развивать логическое мышление, находчивость, умение отгадывать.

Логопедическое пособие по формированию связной речи «Волшебная книга Зимушки-зимы»Логопедическое пособие по формированию связной речи «Волшебная книга Зимушки-зимы» Ольга Кущенко Логопедическое пособие по формированию связной речи "Волшебная книга Зимушки-зимы" Игра 1. Цель: учить детей составлять.

Положение о проведении смотра-конкурса участков «Царство Зимушки-зимы» Положение о проведении смотра-конкурса участков «Царство Зимушки-зимы» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в целях.

Конспект занятия «Проказы Зимушки-зимы» Алгоритм проведения Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Дети:.

В гостях у Зимушки-Зимы В гостях у Зимушки-Зимы Воспитатель беседует с детьми о зиме: «Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? А деда Мороза и Зиму.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»
Опубликовано: 19 июля 2017 в 18:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД