Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте

Анна Дюжикова
Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте

Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте».

За последние два десятилетия количество зубочелюстных аномалий и деформаций среди детского населения значительно увеличилось: с 50% до 65-70%. Такая тенденция обусловлена рядом причин и прежде всего значительным уменьшением сроков естественного вскармливания и изменившимся характером пищи.

Естественное вскармливание грудного ребёнка материнским молоком является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы. Сокращение сроков вскармливания до 1,5-2 мес. Негативно влияет на организм ребёнка и приводит к недоразвитию нижней челюсти.

Изменившаяся плотность пищи, её мягкость и податливость сокращают время приёма пищи и также негативно влияют на развитие челюстно-лицевой области. У ребёнка во время приёма пищи раньше возникает глотательный рефлекс и значительно уменьшается физическая нагрузка на жевательный аппарат. В результате зубочелюстная система оказывается недостаточно нагруженной и отстаёт в росте.

Причинами возникновения аномалий у детей являются эндогенные и экзогенные факторы, действующие на организм беременной женщины. К эндогенным факторам относятся наследственные признаки-10-50%. К экзогенным относят ионизирующую радиацию, недостаток кислорода в воздухе, воздействие высоких температур, нарушение питания и недостаток витаминов, вирусные и бактериальные, гинекологические заболевания, работу на производстве, связанную с изготовлением химических препаратов.

Патология челюстно-лицевой области у детей обуславливает аномальное развитие фонетической стороны речи и влечёт за собой формирование дефектного произношения.

Неправильное положение зубов (скученное, большие промежутки между зубами) вызывает нарушения звукопроизношения. Однако при данном дефекте, как и при неправильном положении первого зуба, не обнаружено грубых нарушений. Адентия двух резцов и более может вызвать проявление межзубного сигматизма, при котором язык при произнесении свистящих и шипящих звуков находится в образовавшемся пространстве.

Дистальный прикус (прогнатия, при котором наблюдается заднее положение нижней челюсти по отношению к верхней. Чаще всего нарушено место образования шипящих звуков. В десяти случаях присутствует «нижнее» произношение звуков (ш) и (ж). А так же заднеязычное произнесение этих звуков.

Мезиальный прикус (прогения) – переднее положение нижней челюсти относительно верхней. Наблюдается грубое нарушение произношения свистящих и шипящих звуков, произносимых, как межзубные звуки. Взрывные переднеязычные звуки при этом звучат смягчённо.

Глубокий прикус - аномалия, когда верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/2 их коронок. У данной категории наблюдается призубный сигматизм, когда вместо шипящих, свистящих звуков и аффрикат произносятся переднеязычные взрывные звуки (д) и их мягкие варианты.

Открытый прикус - аномалия, когда при сомкнутых зубах часть из них не смыкается, как правило, во фронтальном участке. При открытом прикусе часто присутствуют нарушения речи. Свистящие, шипящие и аффрикаты произносятся как межзубные.

Перекрёстный прикус - аномалия, проявляющаяся из-за несоответствия ширины верхнего и нижнего зубных рядов. Ребенок имеет боковой сигматизм. При этом боковые края языка не прилегали к коренным зубам, воздушная струя проходила не по средней линии языка, а через боковую щель.

Укороченная уздечка языка. При данной патологии затруднено движение языка по направлению вверх, вправо и влево. В более лёгких случаях наблюдается «нижнее» произношение шипящих звуков и всевозможные нарушения произношения дрожащих. В более тяжёлых случаях оказываются нарушенными звуки верхнего подъёма (шипящие, переднеязычные, сонорные).

Укороченная уздечка верхней губы влечет за собой нарушение произношение губно-губных звуков.

Укороченная уздечка нижней губы. При данной патологии выявлено нарушение произнесения губно-зубных звуков, которые произносятся как губно-губные.

Врождённая расщелина нёба- аномалия, которая влечет множественные нарушения произношения. Фрикативные звуки произносятся как межзубные, нарушение произношения аффрикат, которое может заменяться на заднеязычный щелевой звук (х, заднеязычные взрывные звуки (к (г,глоточный взрывной звук. При произнесении соноров отмечается замена на носовой звук (н).

Публикации по теме:

Причины нарушения прикуса у детей. Консультация для родителей ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА У ДЕТЕЙ В специальной педагогической литературе термин «анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата».

Задержка речевого развития (консультация для воспитателей и родителей) Работая в детском саду, замечаешь на сколько увеличилось количество детей с нарушением речи. Современные родители просто не замечают этих.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте
Опубликовано: 12 марта 2014 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет тематической недели «Эколята-дошколята» летнего оздоровительного периода в...
Этот год в нашей стране посвящен экологии. Это тема является очень актуальной на современном этапе. Работая с детками 1 младшей группы, я и моя напарница...
Стенгазета «Наши зелёные друзья — растения»
В рамках самообразования "Экологическое воспитание дошкольников "Азбука эколят"" я разработала проект стенгазеты "Наши зелёные друзья - растения". Воплотить...
Лэпбук «Путешествие в Африку».
Ребята подросли, стали такими умными, рассудительными, самостоятельными. Поэтому мы решили совместными усилиями создать лэпбук в рамках проекта "Животные...
Песня «Ты, село моё родное»
. Слова и музыка Т. Г. Хозяиновой В 1981 году после окончания музыкального отделения педагогического училища, по распределению я попала в с. Усть – Лыжа,...
Фотоотчет «Мое любимое дерево в разное время года»
Рисование "Осенний пейзаж" Обрывная аппликация "Осенний листопад" Цель: - закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; - учить...