Получи документы

Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей

Светлана Пирогова
Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей

«Здоровье и музыкальное воспитание ребенка»

Консультация для родителей и педагогов

«Детство также невозможно без музыки,

как невозможно без игры, без сказки»

В. А. Сухомлинский.

- Давай зайчик, споем песенку! – ласково говорит маленькая Маша своему плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на

Публикация «Здоровье и музыкальное воспитание ребенка, Консультация для родителей» размещена в разделах

крик: «Та-ра-ра! Тра- та- та!»

- Замолчи! Голова болит от твоего крика, поиграй тихонько, как все хорошие девочки,- строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых голосовых связках ребенка. Кроме того отрицательно влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если сам тянется к музыке и к песне, как к наиболее доступному и понятному ему жанру?

Важно умело использовать, организовать и направить стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить незамысловатые мелодии, не форсировать звук, а добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Задача, о которой идет речь, вполне доступна дедушкам и бабушкам, мамам и папам. Тут не требуется особых усилий: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в доступных пределах.

На протяжении многих веков знакомство человека начиналось с колыбельной песни. Поэтому, первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к музыке можно предпринимать уже с 3 месяцев жизни ребенка. В этот период он уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку слуховых органов. Напевая или наигрывая мелодии малышу в возрасте 2,5-6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звука, как долго может удерживать внимание на музыке. Как только оно ослабевает, лучше прекращать пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребенка появляется способность внимательно слушать музыку и пение на протяжении 20- 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается.

Развивая и тренируя слух малыша, в то же время важно оберегать и охранять его от непосильной нагрузки, которая вредна для его здоровья. В. М. Бехтерев указывал, что в целях профилактики болезненных нарушений слуха и психики ребенка нужно бережно ограждать слух детей от воздействия вредных раздражителей, «необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами».Не рекомендуется в комнате, где находится малыш, включать на полную громкость музыку, даже если звучит спокойная и мелодичная мелодия.

Исследования показывают, что в первую очередь, ребенок начинает реагировать на ритм музыки. Наблюдения показали, что новорожденные успокаивались при слушании биения материнского сердца. В то же время биение сердца взволнованной женщины вызывало у малышей тревогу и беспокойство. Музыкальные ритмы действуют на состояние человека, поэтому эти свойства музыки можно использовать в целях развития моторно- двигательных способностей и навыков у детей. Хорошо если негромкая ритмичная музыка будет сопровождать занятия физкультурой с маленькими детьми. Так, напевая малышу плясовую, полезно плавно сводить и разводить в стороны ручки и двигать ножками. Такие занятия доставляют ребенку большое удовольствие, помогают развивать и укреплять мускулатуру, воспитывать одновременно слух и чувство ритма у малыша.

Постепенно у ребенка формируется все большее ощущение взаимосвязи движений с музыкой. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию косно- мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красива, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и способствует укреплению здоровья.

Разучивание плясок строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске с детьми участвует сразу несколько детей. Если ребенок растет один среди взрослых, полезно использовать игрушки в качестве партнера малыша. Можно рассаживать игрушки как зрителей. Ребенок будет охотнее плясать, если предварительно показать, как пляшут его любимые мишка или зайка.

Когда ребенок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых представлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в речи, а особенно в стихах. Особый интерес приобретает для него жанр песни, потому, что теперь он может воспринимать и понимать не только мелодию песни, но и слова, улавливать эмоциональную связь между музыкой и словом. В этот период слушание и разучивание песен помогает развивать речевые навыки детей, расширять словарный запас, улучшать дикцию.

Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов. С помощью пения исправляют невнятное произношение звуков, картавость (напевать почаще ту-ру-ру, тра-ля-ля, искореняют нездоровую привычку к скороговорке, проглатыванию окончаний слов, вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально- слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания.

Но эти огромные возможности оздоровительного влияния, заложенные в пении, могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка, не перегружают его неокрепшие голосовые связки непосильной нагрузкой. Нельзя допускать, чтобы ребенок форсировал звук и переходил на крик. Взрослые обязаны указать ему, что громкое пение уместно в большом зале, на сцене, а не дома. Следует показать ребенку на примере, насколько приятнее, когда песня звучит негромко.

Важно добиваться чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок.

Интерес и стремление к пению проявляются у детей очень рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Осваивая речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление нужно своевременно подмечать и поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых.

Примерно на 4 году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок прослушал песню в записи или исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, все ли понятно ребенку. И разучивать песню, если она понравилась. Сначала ребенок поет вместе с взрослым, подпевая отдельные слова, фразы, а затем, постепенно, всю песню целиком. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самому. На первых порах взрослые еще помогают малышу, подсказывая слова, потом к такой помощи прибегают все реже и реже. Не обязательно разучивать песню в один прием. Занятия пением не должны быть слишком продолжительными. Лучше всего чередовать пение со слушанием или играми и плясками под музыку.

Песня- самый популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. Дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и придумывая текст. О том, чтобы у ребят были любовь к пению, умение петь, должны позаботиться их родители, бабушки и дедушки. Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом большую помощь могут оказать различные музыкальные книжки- картинки, песни из мультфильмов, аудио и видеозаписи музыкальных сказок, опер для детей.

К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, ссылаясь на то, что у ребенка нет слуха. Этот глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песен и попытки их исполнения- вот лучший путь развития музыкального слуха.

Если же, несмотря на заботу и старания взрослых, ребенок испытывает затруднения при пении и искажает мелодию песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затрудненного и фальшивого пения может оказаться дефект слуха, отсутствие координации между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а также какое нибудь заболевание горла. И врач даст рекомендации и назначит лечение.

Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души». Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношения ребенка к внешнему миру.

Подготовила Музыкальный руководитель Пирогова С. Ю.

Литература: «Дошкольное образование» №6(174) март,2006

Публикации по теме:

Консультация длч родителей «Музыкальное сотворчество как вид коммуникативного взаимодействия родителя и ребенка». Известно, что семья и внутрисемейные отношения являются важнейшими факторами для формирования личности маленького человека. К сожалению,.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание» Родителям юных музыкантов «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание ребенка в семье» Уважаемые родители! «Все мы родом из детства» Антуан де Сент – Экзюпери Важно помнить, что в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок.

Консультация для родителей «Красивая осанка — здоровье ребенка» Особенности строения детского организма. Виды нарушений осанки, их лечение. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются.

Консультация для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Консультация для родителей: «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Гармоническое.

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание ребенка в игре дома» Сенсорное воспитание ребенка в игре дома Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних.

Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание — это состояние души» Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание это состояние души» Человек родился! Новый человек… Каким он будет? Никто не.

Музыкальное воспитание ребенка в семье. Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают.

Здоровье ребенка в ваших руках (консультация для родителей) Летом многие дети проводят свой отдых за городом – в деревне, на даче – и совершают прогулки в природу. Безусловно, общение с растительным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 12:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД