Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика А. Стрельниковой

Мария Калинина
Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика А. Стрельниковой

Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика А. Стрельниковой

Сообщение на родительском собрании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство медиков придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Концепция модернизации российского образозания на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

В комплексе естественных, немедикаментозных методов коррекции воз-никающих нарушений в организме человека - натуротерапии - важное место занимает метод парадоксальной дыхательной гимнастики, созданный А. Н. Стрельниковой. В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса. Практика Александры Николаевны показала, что гимнастика восстанавливает и возвращает не только голос: она способна естественно и эффективно оздоравливать весь организм. Это подтвердил многолетний опыт Стрельниковых, их последователей-учеников. Она избавляла взрослых и детей от мучительных недугов, в том числе и от приступов удушья при бронхиальной астме.

Обучение своему методу дыхательной гимнастики А. Н. Стрельникова начинала со слов: "Не мудрствуя, я училась у Природы. Наш предок ежесе-кундно смотрел, слушал, нюхал: кто может съесть меня, кого - я? Это было свойственно и человеку, и дикому животному, иначе бы они не выжили. Представьте, как активны были при этом их вдохи, и какую тренировку имели их ноздри! Восстановим эту способность вдыхать через ноздри - "парадный вход" воздуха в легкие".

Активный вдох - первый акт в жизни человека на Земле. "Это вдох предков, созданный Природой для защиты жизни. Без зрения жить можно, - говорила А. Стрельникова, - без слуха - тоже, без дыхания - нельзя". При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000 движений в час, а в 4 раза больше.

Одновременно нагрузка па дыхательную мускулатуру грудной клетки и ее тренаж обеспечиваются созданием препятствия вхождению воздуха за счет сжатия грудной клетки и уменьшения ее объема различными физическими упражнениями (во время поклонов, приседаний и поворотов тела). Именно в этой парадоксальности А. Стрельникова видела действенность своей гимнастики, в то время как прочие европейские и йоговские методы основываются на тренаже как вдоха - за счет расширения грудной клетки, - так и выдоха при ее спадении.

Важной особенностью системы дыхательной гимнастики является рит-мичное проведение вдохов с одновременными движениями тела под четко за-даваемый счет. Это корректирует болезненное нарушение ритма дыхательной мускулатуры и диафрагмы, восстанавливает их функцию. В результате этого увеличивается резерв воздуха в организме, восстанавливается в теле нарушенный газообмен крови и тканей, который начинает работать в физиологически точном и четком ритме. Следовательно, гарантируется сочетанная деятельность всех органов и систем организма, повышается его жизнеспособность, и появляется возможность устранения патологических расстройств.

Метод Стрельниковой, будучи естественным для организма, по сути не имеет абсолютных противопоказаний, ограничения существуют для лиц с травмами головного мозга, позвоночника, при выраженном остеохондрозе с многолетним тяжелым радикулитом, особенно шейно-грудного отдела позвоночника; для людей с очень высоким артериальным, внутричерепным или внутриглазным давлением.

Ни в коем случае не стоит изначально начинать самостоятельное - без контроля со стороны врача-специалиста - проведение дыхательной гимнастики по "руководствам" из газет и некоторых брошюр. Это чревато, как мы могли убедиться на практике, серьезными осложнениями и ведет к дискредитации самого метода.

Что нужно знать, приступая к освоению гимнастики

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно- оздоровительное средство. Занимаясь ею, вы избавитесь от всевозможных комплексов, сможете острее воспринимать окружающий мир, начнете чувствовать свое тело, ощутите бодрость, душевное успокоение и психоэмоциональный комфорт. Разгладится кожа, улучшится зрение. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.

Гимнастика положительно влияет на нарушенную функцию щитовидной железы, при сахарном диабете снижает уровень сахара в крови; при малокровии повышается уровень гемоглобина, причем с необычной быстротой.

При всех недугах вам помогут терпение и труд.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Мой «Янтарь»Мой «Янтарь» .

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика А. Стрельниковой
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 20:31
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...