Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Ольга Гнедая
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Гнедая О. Д., преподаватель ГБОУ спо «Белгородский педагогический колледж»

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем [5]. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии;

психолого-педагогические технологии;

учебно-воспитательные технологии.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Про-педевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образова-тельном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на по-ставленные вопросы [3].

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и ук-репление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоня-ется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен до-пускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе слу-чаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени" [2, c. 63].

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Сущест-вует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рас-сматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность ста-новятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не ре-шить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъ-ектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятель-ность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Суще-ствует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект [4].

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает создание условий для повышения качества общего об-разования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укреп-ления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям це-лью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его воз-растных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольно-го образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей [1].

Таблица 1. Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здо-ровьесбере-гающих педа-гогических технологий Время проведения в режиме дня

Ответственный

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Руководитель физи-ческого воспитания

Ритмопласти-ка Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Руководитель физи-ческого воспитания, музыкальный руко-водитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Воспитатели

Подвижные и спортивные игры Ежедневно для всех возрастных групп Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, пси-холог

Технологии эстетической направленно-сти

Реализуются на занятиях художест-венно-эстетического цикла, при по-сещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к празд-никам и др. Для всех возрастных групп Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое сво-бодное время; в зависимости от ин-тенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Все педагоги

Гимнастика после сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Воспитатели

Гимнастика корригирую-щая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Гимнастика ортопедиче-ская

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Физкультур-ное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Проблемно-игровые (иг-ротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фик-сировано, в зависимости от задач, по-ставленных педагогом Воспитатели, психо-лог

Коммуника-тивные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со стар-шего возраста

Воспитатели, психо-лог

Занятия из се-рии «Здоро-вье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. воз-раста

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, педа-гог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педа-гогом целей, сеансами либо в различ-ных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания

Точечный са-момассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со стар-шего возраста Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания

Биологиче-ская обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компь-ютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со стар-шего возраста Педагог-валеолог, специально обучен-ный педагог

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Воспитатели, психо-лог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо от-дельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Воспитатели, психо-лог

Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Воспитатели, психо-лог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Воспитатели, психо-лог

Психогимна-стика 1-2 раза в неделю со старшего возрас-та по 25-30 мин.

Воспитатели, психо-лог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, лого-пед

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных техноло-гий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стой-кую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие [5].

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических тех-нологий повысит результативность воспитательно-образовательного процес-са, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направлен-ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.

2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 202 с.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера., 2008. - 160 с.

4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в обще-образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт приме-нения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.- 304 с.

5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКи-ПРО, 2003. - 176 с.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ 1 слайд Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Искусство
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 19:21
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....