Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Ольга Гнедая
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Гнедая О. Д., преподаватель ГБОУ спо «Белгородский педагогический колледж»

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем [5]. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии;

психолого-педагогические технологии;

учебно-воспитательные технологии.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Про-педевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образова-тельном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на по-ставленные вопросы [3].

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и ук-репление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоня-ется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен до-пускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе слу-чаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени" [2, c. 63].

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Сущест-вует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рас-сматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность ста-новятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не ре-шить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъ-ектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятель-ность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Суще-ствует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект [4].

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает создание условий для повышения качества общего об-разования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укреп-ления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям це-лью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его воз-растных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольно-го образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей [1].

Таблица 1. Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здо-ровьесбере-гающих педа-гогических технологий Время проведения в режиме дня

Ответственный

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Руководитель физи-ческого воспитания

Ритмопласти-ка Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Руководитель физи-ческого воспитания, музыкальный руко-водитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Воспитатели

Подвижные и спортивные игры Ежедневно для всех возрастных групп Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, пси-холог

Технологии эстетической направленно-сти

Реализуются на занятиях художест-венно-эстетического цикла, при по-сещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к празд-никам и др. Для всех возрастных групп Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое сво-бодное время; в зависимости от ин-тенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Все педагоги

Гимнастика после сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Воспитатели

Гимнастика корригирую-щая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Гимнастика ортопедиче-ская

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Физкультур-ное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания

Проблемно-игровые (иг-ротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фик-сировано, в зависимости от задач, по-ставленных педагогом Воспитатели, психо-лог

Коммуника-тивные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со стар-шего возраста

Воспитатели, психо-лог

Занятия из се-рии «Здоро-вье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. воз-раста

Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, педа-гог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педа-гогом целей, сеансами либо в различ-ных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания

Точечный са-момассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со стар-шего возраста Воспитатели, ст. медсестра, руководи-тель физического воспитания

Биологиче-ская обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компь-ютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со стар-шего возраста Педагог-валеолог, специально обучен-ный педагог

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Воспитатели, психо-лог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо от-дельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Воспитатели, психо-лог

Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Воспитатели, психо-лог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Воспитатели, психо-лог

Психогимна-стика 1-2 раза в неделю со старшего возрас-та по 25-30 мин.

Воспитатели, психо-лог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Воспитатели, руко-водитель физическо-го воспитания, лого-пед

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных техноло-гий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стой-кую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие [5].

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических тех-нологий повысит результативность воспитательно-образовательного процес-са, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направлен-ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.

2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 202 с.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера., 2008. - 160 с.

4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в обще-образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт приме-нения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.- 304 с.

5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКи-ПРО, 2003. - 176 с.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ 1 слайд Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 19:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...