Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике (7 фото)

Наталья Трясцына
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике

Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике

В. А. Сухомлинский:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике» размещена в разделах

Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике

Мне кажется, нет ничего прекраснее этих слов одного из величайших педагогов прошлого столетия, ведь именно дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека: в этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные и интеллектуальные качества, вырабатываются черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических и психических качеств ребенка, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. И именно от состояния здоровья детей зависит будущее нашей страны, и мы не можем равнодушно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания – с 16 до 17,3% (усредненные данные различных статистических исследований, проводимых образовательными и здравоохранительными учреждениями). [1] В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух-трех заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движения и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных образовательных кружков).

Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимые умения и навыки, привив определенные привычки. Но возможно ли это сделать, игнорируя все ухудшающееся состояние здоровье наших воспитанников? Именно поэтому, обсуждая результаты различных исследований, мы приходим к выводу: нельзя добиться успеха без совместного участия педагогов-воспитателей, родителей и самих детей в формировании и укреплении их здоровья.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2]

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. [3]

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. [4]

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это различные образовательные технологии по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. И именно эти педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих проблем. [5]

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. [6]

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. [7]

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни ребенка, поскольку уровень и качество жизни каждого обусловлены материальными возможностями его семьи. В результате мы пришли к решению: необходимо разработать свою систему оздоровительной и профилактической работы. Наша система состоит из трех частей:

- валеологическое образование (даем знания о здоровом образе жизни детям);

- консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями (родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, папки-передвижки на тему ЗОЖ, беседы);

- физкультурно-оздоровительная работа, которая включает разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. В начале учебного года в нашем детском саду проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития, который осуществляется медицинским работником, инструктором по физической культуре и воспитателями. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются, выявляются причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья. Вся работа по физическому воспитанию в ДОУ строится с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.

В нашем ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания дошкольников. В детском саду функционирует музыкальный и спортивный зал,

Фото №1 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике В

медицинский кабинет, физкультурная площадка,

Фото №2 Сухомлинский Я не боюсь ещё и ещё раз повторять забота о здоровье это важнейший труд воспитателя

игровые и учебные зоны в групповых комнатах.

Фото №3 От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь мировоззрение умственное развитие прочность знаний вера в свои силы Фото №4 Публикация Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике размещена в разделах Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ЗОЖ здоровье

Все помещения оснащены необходимым оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «уголок здоровья».

Фото №5 Все о здоровье для детей Темочки Дистанционная педагогическая конференция февраль

В этих зонах есть мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное своими руками.

Реализация здоровьесберегающей деятельности в процессе непрерывного образования в детском саду и школе и разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию – одна из важнейших и все еще нерешенных задач. Работа в ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их глубже заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Фото №6 И именно от состояния здоровья детей зависит будущее нашей страны и мы не можем равнодушно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников его прогрессирующему ухудшению

1. Решетникова О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», проходившем с 9 по 13 апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный психолог: газ. издат. дома «Первое сентября». – 2007. – № 10. – С. 33-35.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki Всемирная_организация_здравоохранения.

3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

4. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – C. 2-6.

5. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. Т. 7. – №2. – С. 21-28.

6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. – С. 31-35.

7. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 82-85.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.

Здоровьесберегающие технологии в процессе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГОС 1 ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ 1.1 МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. Музыка очень важна для развития ребенка. Психологи говорят, что.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии Применение здоровье-сберегающих технологий Формула здорового ребенка Здоровый ребёнок - это ребёнок. • сильный • жизнерадостный • любознательный.

Здоровьесберегающие технологии Задачи: • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания, оптимизации.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: Воспитатель Кузякина Ирина Ивановна 2017 г. Охрана жизни и укрепление физического и психического.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение самого важного- здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в образовательный практикеЗдоровьесберегающие технологии в образовательный практике Здоровьесберегающие технологии в образовательный практикеЗдоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 19:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД