Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Оксана Соха
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Здоровьесберегающие

технологии в

педагогическом процессе ДОУ

К здоровье сберегающим технологиям в ДОУ относится массаж, самомассаж, гидромассаж. Остановимся подробнее на этих понятиях.

Массаж – система приемов механических воздействий /растирание, поглаживание, поколачивание, вибрация/ на поверхность тела, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов.

Самомассаж – это массаж, проводимый самому себе, который осуществляется посредством физического воздействия на органы и ткани и состоит, главным образом, из –

• Поглаживания

• Растирания

• Разминания

• Поколачивания

Самомассаж оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на весь организм (общий массаж) или на определенные части тела (сегментарный массаж)

Гидросамомассаж – это гигиенический, общеукрепляющий самомассаж в воде.

Физиологическое воздействие воды на организм подобно действию воздуха: под влиянием гидропроцедур улучшается регулирующая функция центральной нервной системы, обмен веществ, возрастает содержание гемоглобина и защитная функция крови. В конечном итоге улучшаются все показатели физического и нервно-психического развития ребенка, его умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и сопротивляться вредным факторам внешней среды.

Вода, по сравнению с воздухом, действует гораздо сильнее. Необходимо сочетать закаливающие процедуры водой с гигиеническими навыками ребенка, таким образом, будет обеспечен принцип систематичности.

Гидросамомассаж имеет лишь вспомогательное значение в комплексе профилактических и оздоровительных мероприятий.

Вот почему важно каждого ребенка обучить основным приемам и формам гидросамомассажа.

План действий воспитателя

при организации гидросамомассажа

1. Еще раз изучить комплексную оценку состояния здоровья ребенка (см «Лист здоровья»)

2. Проанализировать соответствие гидросамомассажа возможностям каждого ребенка

3. Соблюдать перечень противопоказаний:

• Негативное отношение и страх ребенка

• Срок менее 5 дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки

• Срок менее 2-х недель после обострения хронического заболевания

• Карантин по гриппу в детском учреждении

• Высокая температура у ребенка в вечерние часы

4. Приготовить 2 ванночки с водой 180 и 360 С на каждого ребенка

5. Использовать основной принцип – расширение зоны воздействия воды на тело ребенка (от кистей рук до локтевого сустава) и увеличение времени воздействия

6. Контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов

7. Следить за выполнением детьми основных правил:

• Засучить рукава одежды до плеча

• Не разбрызгивать воду вокруг ванночки

• Не мочить одежду

8. Контролировать вытирание рук насухо полотенцем, массируя каждый пальчик обеих рук

Методика организация гидросамомассажа

(по рекомендациям В. Алямовской, Т. И. Львовой,

Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилевой, В. Т. Кудрявцева)

Гидросамомассаж (массаж в воде) рук после сна является составляющим звеном микроцикла оздоравливания и укрепления детского организма.

Его основная цель:

• Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка

• Оказывать успокаивающее, тормозное влияние на деятельность нервных клеток коры головного мозга

• Способствовать снятию утомления, повышению общего тонуса организма, работоспособности кистей рук, пальчиков

• Способствовать закаливанию детского организма, используя природный фактор (вода, ее температурное воздействие)

Основное содержание гидросамомассажа – массаж кистей рук в контрастной температурной ванночке.

В структуру гидросамомассажа входят:

а) Воздушный массаж кистей и пальцев обеих рук

б) Игра – упражнения с пальчиками на воздухе

в) Массаж рук в воде

г) Игра – упражнение в воде

Техника выполнения поглаживающего массажа

(по рекомендациям В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова)

Во время приема воздушных ванночек весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку.

Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу.

1. Вдоль позвоночника легко поглаживается спинка двумя пальцами от шеи до копчика сверху вниз. Д = 3р.

2. То же самое снизу верх. Д = 3р.

3. Поглаживание от подмышек по спине к позвоночнику растопыренными пальцами. Д = 3р.

4. Поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами. Д = 3р.

5. Поглаживание от бедер к позвоночнику. Д = 3р.

6. Поглаживания от позвоночника к бедрам. Д = 3р.

7. Поглаживание от позвоночника к подмышечным впадинам. Д = 3р.

8. Поглаживание от позвоночника к плечам. Д = 3р.

9. Затем поочередное поглаживание руки и ноги сверху вниз. Д = 3р.

Проводится во всех группах

Это полезно знать!

(В помощь воспитателям)

Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже. Слово массаж происходит от арабского масс – касаться.

Действие массажа: через расширенные капилляры в единицу времени больше протекает крови соответственно увеличивается объем поступающих «в самую глубинку» питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, так как в настоящее время у многих детей отмечается склонность к спазму (отсюда и более частые нарушения питания тканей)

Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез (закаливающий эффект); в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы, и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее происходит укрепление мышц и восстановление их работоспособности, чем при полном покое. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы, и с ней из тканей удаляются продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови.

Из расширенных сосудов происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции. Следовательно, массаж – это великолепное закаливающее средство. В жаркое время года массаж помогает предохранить детей от перегревания.

Самомассаж

1. Растереть ладони. Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положить ее на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке.

Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье; вверх на тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.

Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его (2-3 скручивающих движения – «крапивка»)

Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же как и предплечье (6-8 раз)

Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки.

Встряхивающими движениями расслабить левую руку. Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.

Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя правую руку.

2. Ребром ладони правой и левой руки массировать шею движениями навстречу друг другу («пиление» воротниковой зоны)

3. Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и наоборот («пиление по погону»)

Массаж ушей

Растереть ладони. Энергично растереть ладонями уши так, чтобы ушная раковина была по ходу движения ладоней, а в обратном направлении движения ладоней – загибалась вперед. (Повторить 8-10 раз)

Массаж головы.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи

Публикации по теме:

Сделай массаж друг другуСделай массаж друг другу Мы в нашей группе много внимания уделяем здоровью детей. Детей нашей группы учим делать друг другу массаж, ведь это один из способов поддержать.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учрежденииЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие образовательные технологии – самые значимые из всех технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный признак.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Искусство
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Опубликовано: 26 января 2014 в 15:22
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...