МААМ-картинки

Сохранение и коррекция здоровья дошкольников посредством реализации образовательной области «Художественное творчество»

Наталья Черепанова
Сохранение и коррекция здоровья дошкольников посредством реализации образовательной области «Художественное творчество»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Публикация «Сохранение и коррекция здоровья дошкольников посредством реализации образовательной области „Художественное творчество“» размещена в разделах

Дошкольное детство – большой ответственный период физического и психического развития детей. За внешней простотой и детскостью движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.

Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.

Уровень интеллектуального развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение школьными навыками, в том числе письмом, отрицательно влияя на успешность обучения ребенка. А это в свою очередь влияет на психологическое здоровье.

И. М. Сеченов писал, что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Если развитие движений пальцев отстает, наблюдается задержка речевого развития, хотя общая моторика может не страдать.

Поэтому придается такое серьезное значение развитию мелкой моторики и системы «глаз-рука» ребенка.

В изобразительной деятельности существует множество способов рисования для развития мелкой моторики. Кроме традиционных способов рисования существует масса нетрадиционных техник, которые также помогают подготовить руку. Наиболее действенными техниками, на мой взгляд, являются:

• Рисование, лепка, аппликация с помощью пуговиц. Данная техника развивает творческое воображение, зрительную память, укрепляет мышцы рук, ловкость в обращении с мелкими предметами и ориентировку в пространстве.

• Аппликация из природных материалов с использованием крупы. Позволяет формировать и развивать все виды восприятия: восприятие предметов, пространства, цвета. Семечки и крупа позволяют делать массаж ладоней, стимулируют деятельность головного мозга.

• Тестопластика - помогает детям легко овладеть навыками лепки, стимулирует развитие внимания, восприятия, воображения, формирует целый ряд ручных умений, развивает силу нажима пальцев.

• Пластилинография - помогает развитию творческих способностей и формированию ряда ручных умений, отрабатывается сила мышц пальцев.

• Квилинг или бумагокручение - требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Такой вид деятельности активно развивает мелкую моторику рук, речь и пространственное мышление.

Все вышеперечисленные техники требуют достаточной точности и согласованности движений рук. Техники осваиваются с постепенным усложнением материала от простого к сложному. Результаты труда по данным видам деятельности вы можете увидеть на нашей мини выставке. После выступления можно будет подойти и посмотреть.

Большую роль в сохранении физического и психологического здоровья играют правильно и интересно проводимые занятия. На каждом занятии необходимо создавать такие условия и находить такие методы, которые помогут сформировать у детей позитивное мышление и способности к «конструированию» собственного здоровья.

Так, в качестве организационно – мотивационного приема в начале занятия можно применять пальчиковые игры. Они помогают разбудить чувствительность пальцев, влияют на пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений. Также игры развивают точность рук, что стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Главной целью пальчиковых игр является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Обязательное применение на занятиях физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье.

Продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести к следующему элементу или этапу занятия. Лучше, если физминутка будет перекликаться с темой занятия. Этот позволит ребёнку лучше прочувствовать состояние живых и неживых объектов, что в свою очередь повлияет на качество передачи образов при рисовании.

Для профилактики зрительного утомления необходимы профилактические мероприятия. Гимнастика для глаз – это простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе.

Ее обязательно нужно включать после длительного рассматривания произведений или перед непосредственным рисованием.

Включение в образовательный процесс элементов дыхательной гимнастики в виде выдувания краски через трубочку способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Умение управлять дыханием - умение управлять собой.

Кроме интеллектуального развития художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка.

Большие возможности для коррекции психологического здоровья представляет пальцевая живопись. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.

Дети любят, обмакнув палец в краске оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения -ребенок выбирает ту или иную краску. В период адаптации особенно эффективна будет так называемая «настенная» живопись. Если ребенок плачет можно взять его за руку, подвести к листу ватмана и дать возможность выплеснуть свои эмоции на бумаге. Рисование пальчиками доставляет детям большую радость, эмоциональный заряд.

Значительные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять нервное напряжение и вдохновляет на творчество. Дети испытывают эстетическое удовольствие от своей деятельности и организации занятия. Выбор музыкальных произведений для сопровождения осуществляется с учётом темы занятия.

Цветотерапия – повышает уровень коммуникативности детей, эмоциональную отзывчивость; обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля. Например, тема: «Передай свое настроение в красках» или «Краски времен года».

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Самое важное, что здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка — тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

С раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать бережное отношение к самим себе. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех свойств и качеств.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и коррекция здоровья дошкольников посредством реализации образовательной области «Художественное творчество»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 12:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД