Лучший педагог года

Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ

Анастасия Мосинцева
Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ

Здоровый образ жизни

«Человек - высший продукт земной природы.

Человек - сложнейшая и тончайшая система.

Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,

человек должен быть здоровым, сильным и умным».

И. П. Павлов

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. Вопрос здоровья подрастающего поколения выходит на первый план в работе образовательных учреждений. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Болезни школьников это следствие многих причин, в том числе и таких, как загрязнение окружающей среды и повышение нервно-эмоциональной напряжённости у школьников. Но самая серьезная из них - это нерациональный образ жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы : плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ» размещена в разделах

Основной задачей родителей и учителей (тренеров) должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья, ориентировать ребят на здоровый образ жизни.

Недостаточная осведомленность родителей и учителей (тренеров) в ориентировании детей на здоровый образ жизни побудило нас выбрать следующую, актуальную тему исследования: «Организация педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся».

Целью данной проблемы является - выявить основные аспекты формирования здорового образа жизни среди учащихся.

В связи с этим актуальной становится задача готовности педагогов к работе по охране здоровья школьников. Большинство педагогов школы не имеют представления о дисциплинах, изучающих здоровье.

Учителю необходимо четко осознавать, что важнейшую роль в укреплении здоровья школьников играет :

• семья и родители (от микроклимата в семье зависит как физическое так и психическое здоровье учащегося)

• условия в которых проживает данный школьник (не только материальные, а и полная или нет семья, пьющая, трудная и т. д.);

• наличие примера для подражания (хочется походить на известного спортсмена, известную личность или еще какие то варианты, но необходимо, чтобы положительный пример);

• искренняя заинтересованность делами и успехами ученика, отмечать его рост, достижения;

• наличие промежуточных положительных результатов (если результаты только негативные, интерес быстро пропадает).

Процесс организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни будет эффективным при условии, если:

1. Учитывать возрастные особенности детей.

2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.

3. Совершенствовать формы работы педагога по формированию здорового образа жизни.

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей :

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся :

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Публикации по теме:

«Олимпийская стенгазета»«Олимпийская стенгазета» Еще в декабре месяце было задание нарисовать стенгазету на спортивную тематику и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни! Свежий воздух.

Рассуждения детей о том, что такое здоровье и кто такой здоровый человек Накануне Всемирного дня здоровья мы решили узнать у детей, что такое здоровье, кто такой здоровый человек и что надо делать, чтобы быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД