Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.

Лопатина Надежда
Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.

Занятие в старшей группе

по развитию речи

«Перелетные и зимующие птицы»

Обобщающая беседа

Воспитатель: Лопатина Н. В.

Програмное содержание:

1. Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.

2. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

3. Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

4. Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.

5. Развитие логики и воображения.

Материал:

1. Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.

2. Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.

3. 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

4. Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».

5. Серия картинок по теме Сделаем кормушку».

6. План групповой комнаты.

Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:

1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.

2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на

Схему и по памяти (развитие речи).

3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).

4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке»,

«Птичий двор»).

6. Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке».

7. Оригами.

8. Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).

9. Изготовление кормушек (ручной труд, экология).

Методически приемы: беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

,.

Содержание

Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?

Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Целый день она поет.

Дети: Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.

Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?

Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?

Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты

.

Дети классифицируют картинки на:

а) предметы, которые могут летать;

б) птицы зимующие;

в) птицы перелетные.

Буратино недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы, находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение. Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках. Хотите, загадаю?

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку–ку, ку-ку? (Кукушка)

Черный жилет.

Красный берет.

Нос – как топор,

Хвост – как упор. (Дятел)

Чик-чирик, к зернышкам прыг.

Клюй не робей, Кто же это? (Воробей)

Буратино: И еще, объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?

Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.

Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.

Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.

Физминутка.

Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой. Кивают головой.

Гордо и прямо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.

Игра «Что изменилось»

Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2 - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо спрятать в группе, отметив эти места на плане групповой комнаты).

Можно усложнить игру – поместить найденных птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и в зеленый – перелетных.

Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?

Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.

А) Чуть живой, не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком. Бедный.

И летит к чердаку своему,

А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

Б) Мерзнут лапки у синички.

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз.

Я им семечек принес.

- Посмотрите-ка, сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся.

Греют лапки, не боятся.

Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей).

Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать заодно с людьми.

Далее проводится беседа:

- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?

- Кто из детей вешал дома кормушку?

- Кто делал ее?

- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?

- Какие птицы прилетают к нам зимой?

В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».

Если в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и рассказать о чем может думать:

перелетная птица поздней осенью?

(Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…

• прилетевшая весной?

(Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно)

• воробей зимой?

(Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям держаться…0

• снегирь зимой?

(Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку)

Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по экологии в старшей группе «Птицы — перелетные и зимующие» Конспект обобщающего занятия по экологии «Птицы – перелетные и зимующие» Программное содержание: 1. Продолжает закреплять и систематизировать.

Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима)Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима) Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" ДЕКАБРЬ. 1 неделя – «Зимующие птицы»: беседа на тему «Птицы»; аппликация «Снегирь»;.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.
Опубликовано: 1 января 2013 в 14:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...