Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима»

Людмила Лузик
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима»

Тема занятия: «Зимушка-зима»

Возрастная группа: старшая группа

Программное содержание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб. Закрепить знания о деревьях, кустарниках.

Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Словарная работа : «Хмурень», «Лютень», «Снеговей», метель, вьюга, пурга, позёмка, водоём.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

Оборудование : демонстрационный материал (иллюстрации птиц,лесных животных, д/и «Времена года (Зима)», письмо от Зимушки-Зимы, части снежинки с заданиями, грамматическая запись.

Раздаточный материал: карточки

Предшествующая работа воспитателя: подбор оборудования, художественного слова (загадок, музыки, изготовление снежинок, письма.

Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы, наблюдение на прогулке, опыт (в тепле снег и лед превращается в воду).

Индивидуальная работа с детьми: познавательная игра - лото «Времена года», рассматривание альбома о зиме, вырезание снежинок.

Структура и методические приемы:

1) Вводная часть. Сюрпризный момент- письмо от Зимушки-Зимы.

2) Основная часть. Дети собирают части от снежинок, выполняя задания (отвечают на вопросы, отгадывают загадки, физкультурная пауза «Выпал беленький снежок.», п/и «Где мы были, мы не скажем, как играли вам покажем», Д/и «Что лишнее?», «Отгадай животное», рассказывают о жизни птиц, лесных зверей зимой и. т. д)

3) Заключительная часть. Дети из собранных частей составляют снежинку под музыку. Д/и «Времена года» (подбирают карточки, которые относятся к зиме, обосновывают свой выбор, сюрприз-угощение от Зимушки –Зимы.

Ход занятия:

1. –Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю концерт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка-Зима, вот и закончился последний зимний месяц, мне пора не север. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны помочь мне собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает здание.

2. №1. – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь и февраль)

-Как в народе называют месяц декабрь и почему? («Хмурень» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывать из-за туч, не греет, оно не яркое).

- Как называют в народе второй зимний месяц январь? («Лютень» - лютует стужа, трещат морозы)

-Как называли последний месяц февраль? («Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы)

№2. – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «Вьююуу - вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно - это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это позёмка.

Дыхательная гимнастика. – Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют)

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

На землю сели» (снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (снег)

- Правильно зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

- Какой снег в морозный день? (снег мелкий пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами – это ломаются снежинки).

- А какой снег в теплый день? (снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить)

Физ. пауза.

Выпал беленький снежок (дети показывают – постепенно пускают руки).

Собираемся в кружок (встают в круг, берутся за руки).

Мы потопаем, мы потопаем (топают).

Будем весело плясать (делают пружинку).

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают)

№4

«Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

- А что происходит зимой с водоемами: реками, озерами, прудами? (Они покрылись толстым льдом)

- А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (Они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать)

- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух)

- Что произойдет со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение. (Превратиться в воду)

- Правильно снег и лед- это замерзшая вода.

№5 Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем» (Ель)

- Правильно это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (Все деревья и кустарники без листьев. Зимой она не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света, нет тепла)

- Что же защищает деревья от холода, почему они не замерзают? (От холода их защищает пробковая ткань – она не пропускает из дерева воду и тепло)

- Каким деревьями легче перенести холод молодым или старым и почему? (У старых деревьев пробковый слой толще им легче переносить морозы)

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (Катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговиков)

- Давайте поиграем в игру в игру «Где мы были мы не скажем, как играли всем покажем» (Одни дети имитируют игру – другие отгадывают)

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы, клесты.)

- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку? (Снегирь)

- У какой птицы появляются в январе птенцы (Клест)

- Птицам холодно зимой они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают птиц. Д/и «Что лишнее?»

1) Голубь, дятел, сорока, синица, снегирь (прилетает на зиму с севера)

2) Синица, дятел, голубь, снегирь, клест, воробей (появляются зимой птицы)

3)Голубь, клест, соловей, снегирь, сорока (перелетная птица)

(дети получают 7 часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

Зимушка-Зима просит рассказать о жизни лесных зверей зимой.

- Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белки прыгают по веткам деревьев, грызут шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячутся в дупла и спят свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

«У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора» (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис, волков и охотников. А ночью ищет пищу, питается он корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос» (Медведь)

Медведь спит в берлоге. Среди зимы у медведицы появляются детеныши-медвежата. Им тепло около мамы.

«Шубка – иголки

Свернется он –колкий

Рукой не возьмешь

Кто это?» (Еж)

Еж тоже всю зиму спит под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

«Рыжий клубок

За белым – скок!» (Лиса)

У лисы теплая, пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норке, потом начинает прыгать на снегу, мышь, испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет» (Волки)

Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добыть пищу. (Дети получают часть от снежинки)

3. Д/и «Времена года» (Детям раздаются карточки с временами года, они выбирают те картинки, которые относятся к зиме, обосновывают свой выбор)

- Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (под музыку дети собирают снежинку)

Сюрприз – угощение от Зимушки-Зимы.

Публикации по теме:

Деятельность «В гостях у Зимушки — Зимы» Составила: воспитатель Рогалева Э. Н. 2010-2011 уч. г. Образовательная деятельность «В гостях у Зимушки – Зимы» в рамках образовательной.

Детские рисунки на тему «Расселила зимушка-зима свои белоснежные узоры»Детские рисунки на тему «Расселила зимушка-зима свои белоснежные узоры» Наступила зима. В нашем городе пока так и нет снега, только начались сильные морозы. По календарно – тематическому планированию была тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 15 августа 2013 в 20:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД