Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»

Любовь Ивановна Кучмина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку; учить детей составлять рассказ о птицах описательного характера. Узнавать птиц по описанию; познакомить детей со свойством воды – способность изменять температуру.

Развивающая среда: картинки, на которых изображены птицы перелетные и зимующие; кормушки, изготовленные родителями; семечки; пшено; вода холодная в кувшине и горячая в чайнике; стаканы для опыта; салфетки.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественная литература, здоровье.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в парк, чтение художественной литературы, изготовление кормушек совместно с родителями, рассматривание альбома «Птицы».

Ход: - Ребята, послушайте кажется кто-то стучится к нам в окно. Отгадайте загадку:

«Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала. Кто это?»

Правильно, птица!

Каких птиц вы знаете? (дети называют знакомых им птиц и показывают их на картинках)

- Каких птиц вы видели во время прогулки (воробьи, голуби, грачи, вороны и т. д.)

- Как называются птицы, которые не улетают на юг, остаются на зиму? (зимующие).

- Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, скворцы, утки дикие, стрижи и д. р.)

- Почему их не видно? (улетели на юг, в теплые страны).

- Как называются птицы, которые улетают с наступлением холодов, осенью? (перелетные).

- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают в зимнее время от нас в теплые края? (боятся холода, нечего им есть.)

- Вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми).

- А зимой мы видим насекомых? (нет)

- Куда же они делись? (спрятались под кору деревьев, под сухую, опавшую листву и уснули до теплых времен).

- Перелетные птицы, не приспособлены делать себе на зиму запасы корма на зиму и находить его в зимних условиях. Летом они живут в наших краях, вьют гнезда, выводят птенцов. Но, как только наступают холода, они улетают в жаркие края, где все время тепло и только весной, с наступлением тепла возвращаются к нам, к насиженным гнездам.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут рядом с нами, не покидая свой край? (дети высказывают свои предположения).

- Эти птицы не боятся холодов и ухитряются найти себе пропитание даже в сильную стужу. Они отыскивают насекомых, которые спрятались под кору деревьев (дятел, съедают плоды и семена лиственных деревьев и кустарников, достают семена из шишек (клест и зимородок). А синицы и поползни отыскивают запасы корма, сделанные осенью. И все-таки очень голодно птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и гибнут. Поэтому они переселяются, поближе к жилью людей, где всегда можно найти корм, в миске собаки, в садах, на фруктовых деревьях и кустарниках неубранный урожай. В кормушках домашних животных и т. д.

-Как же мы можем помочь птицам? (ответы детей)

«Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом» ….(кормушка)

Мы с вами тоже сделали кормушки, повесили их на деревьях. Будем подкармливать птиц, помогать им пережить трудную зимнюю пору. Ну, а теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Что за птица

Загадываю детям загадки о птицах, они отгадывают, называют птицу и находят картинку с ее изображением, определяют, какая это птица: перелетная или зимующая.

Буян- мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Кто это за птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

_Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам все знакома!

Как зовут ее? …Ворона. (Н. Майданник.)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей. (грач)

В лесу. под щебет звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель»

И ставит подпись…дятел.

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый …. голубь сизый. (П. Смолин)

Угадайте, что за птичка

-Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца. (ласточка)

Ну, какие молодцы все загадки отгадали!

А теперь приготовьте пальчики. Пальчиковая игра "Сорока-ворона".

Дети проговаривают потешку и загибают (разгибают) пальцы.

Ну, отдохнули, тогда послушайте еще одну загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода).

Опыт: «Вода бывает холодной, теплой и горячей».

- Дети, посмотрите, что у меня на тарелке? (лед)

- Как вы думаете, из чего получается лед? (из воды, она замерзает.)

- Давайте проверим, какая может быть вода. Отправляемся в экспериментальный уголок. Поставим опыт. Посмотрите, у меня вода в чайнике и кувшине. (Наливаю в стакан, предлагаю потрогать стакан и сказать, какая вода (холодная, горячая). Добавляю в стакан с горячей водой холодную и предлагаю опять дотронуться до стаканов.) А, теперь скажите: «Какая бывает вода на ощупь?» (холодная, теплая и горячая). А если холодную воду поместить на мороз, она замерзнет и превратится в лед.

Сегодня мы с вами сделаем цветные льдинки для украшения построек на участке. Возьмем формочки для песка, воду, краску, для подкрашивания воды. Воду в формочках поставим в морозилку. А завтра украсим цветными льдинками наши постройки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 15:03
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...