Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»

Любовь Ивановна Кучмина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку; учить детей составлять рассказ о птицах описательного характера. Узнавать птиц по описанию; познакомить детей со свойством воды – способность изменять температуру.

Развивающая среда: картинки, на которых изображены птицы перелетные и зимующие; кормушки, изготовленные родителями; семечки; пшено; вода холодная в кувшине и горячая в чайнике; стаканы для опыта; салфетки.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественная литература, здоровье.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в парк, чтение художественной литературы, изготовление кормушек совместно с родителями, рассматривание альбома «Птицы».

Ход: - Ребята, послушайте кажется кто-то стучится к нам в окно. Отгадайте загадку:

«Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала. Кто это?»

Правильно, птица!

Каких птиц вы знаете? (дети называют знакомых им птиц и показывают их на картинках)

- Каких птиц вы видели во время прогулки (воробьи, голуби, грачи, вороны и т. д.)

- Как называются птицы, которые не улетают на юг, остаются на зиму? (зимующие).

- Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, скворцы, утки дикие, стрижи и д. р.)

- Почему их не видно? (улетели на юг, в теплые страны).

- Как называются птицы, которые улетают с наступлением холодов, осенью? (перелетные).

- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают в зимнее время от нас в теплые края? (боятся холода, нечего им есть.)

- Вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми).

- А зимой мы видим насекомых? (нет)

- Куда же они делись? (спрятались под кору деревьев, под сухую, опавшую листву и уснули до теплых времен).

- Перелетные птицы, не приспособлены делать себе на зиму запасы корма на зиму и находить его в зимних условиях. Летом они живут в наших краях, вьют гнезда, выводят птенцов. Но, как только наступают холода, они улетают в жаркие края, где все время тепло и только весной, с наступлением тепла возвращаются к нам, к насиженным гнездам.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут рядом с нами, не покидая свой край? (дети высказывают свои предположения).

- Эти птицы не боятся холодов и ухитряются найти себе пропитание даже в сильную стужу. Они отыскивают насекомых, которые спрятались под кору деревьев (дятел, съедают плоды и семена лиственных деревьев и кустарников, достают семена из шишек (клест и зимородок). А синицы и поползни отыскивают запасы корма, сделанные осенью. И все-таки очень голодно птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и гибнут. Поэтому они переселяются, поближе к жилью людей, где всегда можно найти корм, в миске собаки, в садах, на фруктовых деревьях и кустарниках неубранный урожай. В кормушках домашних животных и т. д.

-Как же мы можем помочь птицам? (ответы детей)

«Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом» ….(кормушка)

Мы с вами тоже сделали кормушки, повесили их на деревьях. Будем подкармливать птиц, помогать им пережить трудную зимнюю пору. Ну, а теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Что за птица

Загадываю детям загадки о птицах, они отгадывают, называют птицу и находят картинку с ее изображением, определяют, какая это птица: перелетная или зимующая.

Буян- мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Кто это за птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

_Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам все знакома!

Как зовут ее? …Ворона. (Н. Майданник.)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей. (грач)

В лесу. под щебет звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель»

И ставит подпись…дятел.

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый …. голубь сизый. (П. Смолин)

Угадайте, что за птичка

-Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца. (ласточка)

Ну, какие молодцы все загадки отгадали!

А теперь приготовьте пальчики. Пальчиковая игра "Сорока-ворона".

Дети проговаривают потешку и загибают (разгибают) пальцы.

Ну, отдохнули, тогда послушайте еще одну загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода).

Опыт: «Вода бывает холодной, теплой и горячей».

- Дети, посмотрите, что у меня на тарелке? (лед)

- Как вы думаете, из чего получается лед? (из воды, она замерзает.)

- Давайте проверим, какая может быть вода. Отправляемся в экспериментальный уголок. Поставим опыт. Посмотрите, у меня вода в чайнике и кувшине. (Наливаю в стакан, предлагаю потрогать стакан и сказать, какая вода (холодная, горячая). Добавляю в стакан с горячей водой холодную и предлагаю опять дотронуться до стаканов.) А, теперь скажите: «Какая бывает вода на ощупь?» (холодная, теплая и горячая). А если холодную воду поместить на мороз, она замерзнет и превратится в лед.

Сегодня мы с вами сделаем цветные льдинки для украшения построек на участке. Возьмем формочки для песка, воду, краску, для подкрашивания воды. Воду в формочках поставим в морозилку. А завтра украсим цветными льдинками наши постройки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 15:03
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...