Значение чтения в жизни ребенка.

Наталия Виноградова
Значение чтения в жизни ребенка.

ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и становятся более успешными в школе и быстрее запоминают, а также усваивают новую информацию

Научно доказано, что малыш еще до своего рождения на свет способен улавливать и воспринимать звуки извне. Он может различать голоса родителей и реагировать на них. Поэтому начинать читать ребенку можно на 7-8 месяце беременности. Если мама будет читать малышу сказку или стишок регулярно, то после рождения, услышав знакомые слова из книги, ребенок обязательно проявит интерес и отреагирует на них. Позже, когда вашему ребенку исполнится год, он начинает проявлять усиленное внимание к картинкам в книжке, учиться воспринимать цвет и форму предметов. Покупайте малышу книжки с большими и яркими картинками. Бумага, из которой сделана книга, должна быть плотной, чтобы ребенок мог легко переворачивать страницы. Если ребенок пытается разорвать книгу, не ругайте его. Во-первых, объясните ему, для чего она предназначена, а во вторых, дайте ему для этих целей цветную бумагу или просто газетный лист.

ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ. Ребенку от года до полутора лет желательно читать книги с простым содержанием и несложные, легко запоминающиеся стишки про животных и знакомые предметы. При этом нужно сопровождать чтение рассматриванием картинок, просить малыша повторить некоторые звуки или показать знакомую картинку.

ОТ ТРЕХ ЛЕТ И СТАРШЕ. По мере взросления, у малыша появляются любимые книги, которые он с удовольствием слушает. Уже можно подбирать книги с более сложным сюжетом, который в этом возрасте понятен ребенку. Чтение должно вызывать у детей удовольствие. Нельзя заставлять их слушать книгу против воли. Такие действия со стороны родителей могут вызвать стойкое отвращение и надолго отбить у ребенка интерес к чтению.

КАК ЖЕ ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ И ЛЮБОВЬ К КНИГАМ?

• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге.

• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ.

• В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.

Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

• Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

• Рассказывайте детям сказки.

• Устраивайте семейные чтения.

• Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

• Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

• Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

• Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

ОДНАКО не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга то проблема чтения решена. Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная - содержание нынешней детской литературы. На полки книжных магазинов хлынула сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых. Результатом является то, что у детей вырабатывается неправильное отношение к добру и злу как к равным, просто антагонистичным силам. Нравственное развитие ребенка при чтении подобной литературы затормаживается, в худшем деградирует.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Стихотворения и сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие, стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие, а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Публикации по теме:

Беседа о школьной библиотеке Цель: закрепить знания детей о школьной библиотеке, о работе библиотекаря; воспитывать интерес к школьной жизни; воспитывать бережное отношение.

Дидактическая игра «Читающие семейные часы»Дидактическая игра «Читающие семейные часы» Каждое утро, проходя мимо "Читающих семейных часов",расположенных на стене в раздевалке, воспитанник может решиться пересказать прочитанное.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Значение чтения в жизни ребенка.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 16:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...