Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Ольга Кузьмина
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Мы вошли в третье тысячелетие, которое граничит с глобальной экологической катастрофой. И чтобы избежать экологическую катастрофу мы должны изменить свое отношение к природе, обрести разум, быть в единстве с окружающим миром, обернуться лицом к самим себе, обрести «духовность».

(слайд 1) «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка» В. А. Сухомлинский. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. (слайд 2) Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Ребёнок в отличие от животных не имеет врождённых форм поведения, он их приобретает в процессе обучения и воспитания, при этом развиваются и эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. И, чтобы помочь ребёнку в обучении, воспитании, в развитии экологической культуры надо объединиться всем взрослым – учителям, родителям, воспитателям. (слайд 3) Ведь, недаром, В. А. Сухомлинский заметил, что в природе вечный источник детского разума. Природа – настоящий храм красоты, это лечебница и могучий источник знаний о мире и человеке.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека были актуальны во все времена. Здоровье, бесспорно, является самой главной ценностью и человека и общества, т. к. представляет основу для дальнейшего сохранения и развития жизни. Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровым в соответствии с моральными, интеллектуальными и физическими идеалами.

Так как понятие «духовности» не дается ни в одной образовательной программе дошкольного образования, но само содержание, целевые ориентиры программ раскрывает понятие «духовности» как систему моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

(слайд 4) В педагогическом словаре «духовность» трактуется как:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непереходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру - зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

(слайд 5)

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н. М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде, о своем здоровье поможет предметно-развивающая среда детского сада, где содержатся комнатные растения и животные, и другие объекты.

(слайд 6) На каждой возрастной ступени идет формирование духовной сферы путем ознакомления. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит через игры с песком и водой, через слуховое восприятия, посредствам наблюдения. Также в этом возрасте идет потребность в познавательном общении ребенка со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

В среднем дошкольном возрасте идет формирование и осознание «Я»,

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. По своим характеристикам головной мозг ребенка в этом возрасте приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей.

(слайд7) Методы и приемы развития дошкольников, делятся на словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: рассказ, беседа, инструктажи, объяснение. К наглядным относятся: иллюстрации, показ, предъявление материала. К практическим методам относятся: опыты, труд, упражнение, «зоотерапия», фитотерапия.

Педагоги издавна считают природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. И, неудивительно, что большинство людей через всю жизнь, слово с завязанными глазами, проходят нечувствительными к красоте и чудесам созданий, безмолвно совершающих рядом с нами витки своих жизненных спиралей, безразличными к их неохватному многообразию и численности.

(слайд 8) Зоотерапия – общение ребёнка с животными и птицами, что благотворно влияет на его психическое состояние, воспитываются социально-значимые качества - заботливость, сопереживание, ответственность и др. В конце XX в. ученые подтвердили, что общение со здоровым животным порой более целебно, чем новейшие лекарства. Профессор В. Д. Ильичев считает, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме. Поэтому так важно создать детям условия для общения с домашними питомцами.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

(слайд 9) Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

(слайд 10) Но чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. Таким образом, экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья.

(слайд 12) Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

(слайд 13) Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения.

(слайд 14) В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. Издавалось много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах, однако, все внимание было уделено духовно-нравственным проблемам именно школьников и молодежи. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т. к. истоки начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". (слайд 15)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_18q4i.ppt | 9077 Кб | Скачан: 122
 
Публикации по теме:

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников
Опубликовано: 7 октября 2013 в 09:06
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...