Лучший педагог года

Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Ольга Кузьмина
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Мы вошли в третье тысячелетие, которое граничит с глобальной экологической катастрофой. И чтобы избежать экологическую катастрофу мы должны изменить свое отношение к природе, обрести разум, быть в единстве с окружающим миром, обернуться лицом к самим себе, обрести «духовность».

Публикация «Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников» размещена в разделах

(слайд 1) «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка» В. А. Сухомлинский. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. (слайд 2) Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Ребёнок в отличие от животных не имеет врождённых форм поведения, он их приобретает в процессе обучения и воспитания, при этом развиваются и эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. И, чтобы помочь ребёнку в обучении, воспитании, в развитии экологической культуры надо объединиться всем взрослым – учителям, родителям, воспитателям. (слайд 3) Ведь, недаром, В. А. Сухомлинский заметил, что в природе вечный источник детского разума. Природа – настоящий храм красоты, это лечебница и могучий источник знаний о мире и человеке.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека были актуальны во все времена. Здоровье, бесспорно, является самой главной ценностью и человека и общества, т. к. представляет основу для дальнейшего сохранения и развития жизни. Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровым в соответствии с моральными, интеллектуальными и физическими идеалами.

Так как понятие «духовности» не дается ни в одной образовательной программе дошкольного образования, но само содержание, целевые ориентиры программ раскрывает понятие «духовности» как систему моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

(слайд 4) В педагогическом словаре «духовность» трактуется как:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непереходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру - зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

(слайд 5)

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н. М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде, о своем здоровье поможет предметно-развивающая среда детского сада, где содержатся комнатные растения и животные, и другие объекты.

(слайд 6) На каждой возрастной ступени идет формирование духовной сферы путем ознакомления. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит через игры с песком и водой, через слуховое восприятия, посредствам наблюдения. Также в этом возрасте идет потребность в познавательном общении ребенка со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

В среднем дошкольном возрасте идет формирование и осознание «Я»,

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. По своим характеристикам головной мозг ребенка в этом возрасте приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей.

(слайд7) Методы и приемы развития дошкольников, делятся на словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: рассказ, беседа, инструктажи, объяснение. К наглядным относятся: иллюстрации, показ, предъявление материала. К практическим методам относятся: опыты, труд, упражнение, «зоотерапия», фитотерапия.

Педагоги издавна считают природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. И, неудивительно, что большинство людей через всю жизнь, слово с завязанными глазами, проходят нечувствительными к красоте и чудесам созданий, безмолвно совершающих рядом с нами витки своих жизненных спиралей, безразличными к их неохватному многообразию и численности.

(слайд 8) Зоотерапия – общение ребёнка с животными и птицами, что благотворно влияет на его психическое состояние, воспитываются социально-значимые качества - заботливость, сопереживание, ответственность и др. В конце XX в. ученые подтвердили, что общение со здоровым животным порой более целебно, чем новейшие лекарства. Профессор В. Д. Ильичев считает, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме. Поэтому так важно создать детям условия для общения с домашними питомцами.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

(слайд 9) Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

(слайд 10) Но чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. Таким образом, экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья.

(слайд 12) Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

(слайд 13) Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения.

(слайд 14) В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. Издавалось много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах, однако, все внимание было уделено духовно-нравственным проблемам именно школьников и молодежи. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т. к. истоки начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". (слайд 15)

Публикации по теме:

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников
Опубликовано: 7 октября 2013 в 09:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД