Папки-передвижки

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников

Вера Тюкпеекова
Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое

Приобщение нового поколения к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Публикация «Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств, качеств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Хакасии.

Планируя работу в по воспитанию нравственных качеств дошкольников, мы ориентировались в первую очередь на такие качества, как: чувство любви и уважения к своему Отечеству, уважительное отношение к людям – старшим и младшим, людям разных национальностей, уважение к традициям и культуре своего народа и других народов, …к семье

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. В настоящее время в молодых семьях появились разобщенность, отчужденность от своих корней, утрата традиций рода. Но ведь именно семья является для ребенка первым и ближайшим положительным опытом в духовном развитии, где все его члены связаны кровным родством и традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. В связи с этим, на наш взгляд семья обладает богатейшим опытом педагогических традиций. Мы считаем, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви и уважения к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о своём крае, природе, истории и приобщать к национальной культуре.

Сейчас в нашей республике идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев хакасского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, что бы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням. Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы создали рабочую программу по обучению дошкольников хакасскому языку и приобщению к культуре хакасского народа «Чахайах», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ д/с «Иванушка», с учетом программы «Иркеч,ек» Арчимаевой М. С.

Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного развития дошкольников, процессе изучения хакасского языка и приобщения к культуре хакасского народа. Эти цели реализуются через проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. По реализации этой программы большую роль играют родители.

Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы определили следующие направления работы:

• изучение традиций народного семейного воспитания;

• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы.

Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группе создали развивающую среду в хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии. С помощью родителей был создан "Мини-музей", своими руками они шили национальные костюмы, поделки, узоры на утвари. Так же в работе по приобщению детей дошкольного возраста к культуре хакасского народа мы обратились к устному народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, легенды, стихи, мифы.

Совместно с родителями, мы знакомим детей с такими праздниками, как "Чыл пазы" (Новый год). Подготовка к этому празднику идет задолго до их проведения. Дети совместно с педагогами и родителями оформляют музыкальный зал под хакасскую юрту, разучивают пословицы, поговорки, загадки, стихи, как на русском, так и на хакасском языке, знакомятся с традициями, обрядами праздника. Например, дети узнают, что "Чыл пазы" - праздник благодарения, гостеприимства, очищения и благословления.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник "Хуртаях" и проводится в ноябре месяце. На этот праздник мы приглашаем бабушек и дедушек наших воспитанников.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: пуговицы, бисер, разноцветные бусы. и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский и мужской наряд и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети получают представление о юрте и о современном кирпичном доме. Они сравнивают юрту и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

Перед игрой рассказываем о культуре и быте хакасского народа знакомлю с волшебными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).

Важную роль в становлении физически развитой личности играют детские спортивные игры и праздники. Они интересны детям и тем, что проходят в национальных традициях, в которых большую роль играют наши папы.

Итогом нашей совместной работы с родителями является участие в городском конкурсе "Чылтызахтар". Родители активно принимали участие в подготовке детей к конкурсу, а именно: учили вместе стихи и песни на хакасском языке, готовили костюмы к выступлению, плели детям косички.

Таким образом, знакомство детей с культурой хакасского народа позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям, развивать творческие способности.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников. Вторая младшая группа. Подвижная игра «Кот Васька». Цель. В процессу игры дети обучаются характерным движениям животных. Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Паспорт проекта.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.

Значение традиций народной культуры в воспитании детейЗначение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2016 в 16:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД