Получи документы

Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе

Олеся Черкасская
Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе

Все начинается с любви.

Твердят:

"Вначале

было

слово. "

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви.

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви…

Р. Рождественский

Не зря я начала сой доклад со слов Р. Рождественского. Ведь если действительно по-настоящему любишь ребёнка, то понимаешь, чувствуешь его, живёшь его интересами. А в данном возрасте все интересы ребёнка трансформируются в игру, сводятся к игре. Ведь игра с самых ранних начал цивилизации стала главным проявлением всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т. п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме" А. С. Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь?- Игра!" И не зря эта фраза взята в качестве эпиграфа в знаменитой и всеми любимой игре «Что? Где? Когда?»

Публикация «Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе» размещена в разделах

Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребё нка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т. п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Игра – регулятор всех жизненных ситуаций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".

Игра, является самым простым для ребёнка способом познания окружающей действительности, наиболее естественным и доступным способом овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. А значит игра и обучение два неотъемлемых слагаемых успеха! Жаль, что не все и не всегда это понимают.

Ига в обучении – это попытка учить светло, радостно, интересно, без надрыва и принуждения. Вы спросите: «Возможно ли это?» Ведь ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горечью, обидами, слезами, если можно научить с улыбкой, заронив искорку интереса и любопытства. Ведь возможно видеть счастливые, пытливые лица детей, а не безразличные и постоянно отвлекающиеся на что-то более интересное.

Удивление и любопытство, окрылённость и азарт в глазах учеников, невозможность спокойно сидеть на месте, не подпрыгнув с вытянутой рукой – вот, что должно быть на настоящих, интересных детям занятиях. Если ребёнок отвлекается, вертится, не слушает педагога, делает что – то не совсем так, это не его вина, а наша – мы не успели, не научили, не заинтересовали, ни оправдали надежд. И поэтому это наши промахи. Ведь двадцать, а то и тридцать пытливых глаз ждут от тебя не пустых и занудных нравоучений, а интересных, игровых ситуаций.

Все мы родом из детства, но часто не хотим понимать детей, требуя от них взрослого поведения удобного для нас в тот или иной момент. К сожалению, это тупик. «Удобный» ребёнок и счастливый ребёнок – это далеко не одно и то же. «Удобный» ребёнок порой прячет своё «я» под маской, подавляет свои потребности. Такой ребёнок никогда не станет успешным, несмотря на то, что для взрослого он просто идеален.

Внимание и запоминание у детей 6 -7 лет слабо развиты, особенно, если учение не несёт интерес, не захватывает. На помощь приходят игры и игровые ситуации, при которых всегда легче запомнить что-то сложное, скучное и не интересное. Внимание младшего школьника становится более устойчивым и в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т. д)

Ценность игры заключается ещё и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. Результатом коллективных игр является сплочение детей, формирование чувства товарищества, коллектива.

Игра имеет огромное значение в трудовой деятельности детей, суть которой была отлично раскрыта А. С. Макаренко: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…"

Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. Этот переход не должен стать для ребёнка огромной пропастью, которую нельзя перейти, а наоборот, должен быть максимально комфортным, ведь ребёнок в этом возрасте испытывает психологические и физиологические перегрузки.

Дети чрезмерно подвижны, они не могут высидеть спокойно и 10-15 минут. На помощь приходят физкультминутки, которые в игровой форме дают выход скопившейся энергии.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В педагогической литературе есть разные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию. Самыми распространёнными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые и подвижные. Любая игра должна быть представлена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учитывать : возраст играющих, выбор места для игр, сопутствующий инвентарь, предподготовка, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании.

О внедрениях развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских педагогов и психологов, которые отмечают, что игра дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3, а то и в 4 раза.

А свой доклад, я хотела бы закончить такой фразой: Сейте разумное, доброе, вечное непринуждённо, весело, с чувством юмора (а не занудства, со знанием игры!

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Активные формы воспитательной работы в начальной школе. Ученическое самоуправление в классе Активные формы воспитательной работы в начальной школе. Ученическое самоуправление в классе. Воспитательное значение ученического самоуправления.

Инклюзия в начальной школе Шутило Анна Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75 Петроградского района Россия, г. Санкт-Петербург E-mail: anna.shutilo@mail.ru.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Преемственность в обучении между начальной школой и средним звеном Выступление на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума по теме: Преемственность в обучении между начальной школой.

Выпускной в начальной школе Сценарий выпускного вечера в начальной школе Трусова Анна Ивановна, учитель начальных классов Цель: 1) Создание праздничной атмосферы Задачи:.

Выпускной в начальной школе Прощай, начальная школа - Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может чувствуем дыханье, Приближение весны? - Нет, весна давно настала.

Выпускной вечер в начальной школе Выпускной вечер в начальной школе. Ведущий: Висит объявление, чёрным по белому, Мимо него не пройти. Школа чудесная, школа начальная.

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам.

Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина. А. В. Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 12:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД