Значение игры в подготовке детей к школе

Oльга Клыкова
Значение игры в подготовке детей к школе

Значение игры в подготовке детей к школе.

К. Д. Ушинский писал!: «В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий

человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же знаниями»

Говоря о подготовке детей к школе, надо различать две её стороны: всестороннюю подготовку, обеспечивающую общий уровень развития, и подготовку, которая формирует у ребёнка конкретные знания, умения, навыки, которые способствуют успешности обучения в школе на самых первых этапах.

Всё, что можно сказать о значении игры для развития ребёнка-дошкольника (развития воображения, произвольности поведения, способностей к совместной деятельности, относится в целом к подготовке к школе. Совместная со взрослым деятельность и самостоятельная игра детей уже сама по себе работает на широкую подготовку к школе. И это самое важное. Если же у ребёнка достаточно развиты речь, мышление, он может произвольно управлять собой – действовать по инструкции взрослого, сдерживая свои непосредственные желания, способен достаточно критично оценивать результаты своей работы (видеть, соответствуют они требованию, образцу или нет, значит, он готов к обучению в школе.

В этом случае, даже не научившись до школы (что мало вероятно) читать и считать, в 1 классе ребёнок легко овладеет азами школьной программы и будет удачно продвигаться дальше по дороге знаний.

Но если возникла необходимость подготовить ребёнка к школе также в отношении конкретных умений, можно использовать игру и в этих целях. Игра поможет ребёнку ощутить действительность школьной жизни. Конечно, ребёнок уже знает о школе по рассказам старших, по фильмам, книжкам. Но можно и поиграть с ним в школу.

Будущая школьная жизнь откроется для него в более отчетливой форме, если он в игре побудет «учеником», (а «учителем» пока будет мама или ещё лучше папа, который сидит за партой, отвечает на вопросы, бегает на перемене, со звонком возвращается за парту и т. д.

После этого он сам начнёт играть в школу. Но он уже – «учитель», а «ученики»- куклы.

Сюжетная игра в школу, организованная взрослым, может быть использована и при обучении детей началам чтения, счёта.

В чём заключаются родительские муки:

- Катя, мы сегодня в букварь не заглядывали, а уже вечер.

- Мамочка, я ещё поиграю, а почитаем завтра.

И завтра бывает то же самое.

А попробуем соединить обучение чтению с игрой!

- Катя, давай играть.

- А как?

- Можно в школу или в детский сад. Как хочешь.

- Лучше в школу.

И Катя тут же готовит всё необходимое для игры. Вот уже сидят куклы – ученики.

- Мы пришли в школу, - говорит Катя.

- Первый урок – чтение, - говорит мама. – Дети достаньте буквари.

Какая буква на первой странице? Кто знает, поднимите руки.

- Я! – поднимает руку Катя. – Это буква А.

- Молодец, Катя. А теперь я сложу из букв слово. Кто прочтёт, что

здесь написано?

Катя опять поднимает руку.

- Нет, - возражает мама. – Теперь пусть Саша ответит.

Катя отвечает и за кукол – учеников.

Конечно, вводя в игру обучение чтению, не надо забывать о правильной методике, специально разработанных приёмах для дошкольников. Взрослым необходимо познакомиться со специальной литературой, в этом вам помогут воспитатели.

Отработку навыков счёта можно включить в любую сюжетную игру, независимо от её тематического содержания. Это может быть игра в школу, детский сад и др.

Простейшие задачи можно ввести и в игру с правилами. Например, в лото:

- У нас всего по 8 картинок. У тебя уже 4 закрыто, сколько же осталось закрыть?. А у меня всего 3 закрыто. Сколько мне осталось?

Когда ребёнок овладеет начальными навыками счёта, чтения (а начальный этап – самый трудный, нужно переходить к отделению учебных занятий от игры. Старший дошкольник да и младший школьник ещё много времени будет проводить за игрой, но при этом они должны четко различать игру и обязательные дела – учебу, труд, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, преодоление своих непосредственных желаний.

В заключении хочется отметить, что рекомендации по организации игры с которыми вы ознакомились на первый взгляд показались вам слишком обременительны. Но хочется успокоить мам и пап. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребёнком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребёнка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченное время и силы взрослых окупятся во много раз.

Но совместная игра с ребёнком имеет ещё один важный аспект, о котором не стоит забывать.

Лишь через общение с ребёнком взрослыё проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребёнком обернётся потом отчуждённостью, непонятностью ребёнка – родителями, родителями – детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребёнком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребёнок подрастёт, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное – игра.

Литература:

1. А. П. Усова «Обучение в детском саду»

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»

3. О. В. Дыбина,О. А. Еник,Л. А. Пенькова «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей

старшего дошкольного возраста»

4. Под ред. С. Л. Новосёловой «Игра дошкольника»

5. «Воспитание детей в игре»

Подготовила воспитатель: Клыкова Ольга Павловна

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Анкета Позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе Уважаемый родитель! Предлагаем Вам в преддверии скорой встречи подумать.

Готовность детей к школе Готовность детей к школе: Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Взволнованные мамы и папы.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Значение игры в подготовке детей к школе
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 19:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...