МААМ-картинки

Значение индивидуального подхода к детям в игровой деятельности.

Любовь Чижикова
Значение индивидуального подхода к детям в игровой деятельности.

Индивидуальный подход, я считаю, очень важен при организации игровой деятельности детей в детском саду. Необходимо уважительно относиться к личности каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности.

Игра- это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для ребенка-дошкольника, для его физического и психического развития, становления его индивидуальности, личности.

Публикация «Значение индивидуального подхода к детям в игровой деятельности,» размещена в разделах

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой. Это дает возможность педагогу косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою самобытность, творчество, самостоятельность, стремиться к достижению цели.

Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Одну и ту же игру дети воспринимают по - разному. Педагогу необходимо замечать «оттенки проявления личности ребёнка». Дети изначально уникальны. Важно видеть уникальность, подпитывать уникальность и давать ей свободу роста. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели.

Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их интерес к игре. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. К. Д. Ушинский рассматривал эти игры в плане воспитания у детей таких качеств, как умение сдерживаться, уступать, выполнять правила, что содействует воспитанию воли. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений.

Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии или члена семьи. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты.

Я считаю, что педагог должен так организовать игровую деятельность, чтобы каждый ребёнок находил в ней удовлетворение. Его руководство игрой должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. В любой группе детского сада всегда есть очень активные дети, у которых наблюдается частая смена видов двигательной деятельности. Ребенок не сидит на месте ни минуты: он то бежит за мячом, то берет его в руки и тут же бросает на пол, то залезает на стул, а потом начинает бегать по комнате без всякой цели. Такие беспорядочные, нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает, становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка зачастую передается и другим детям. Подражая ему, они тоже вовлекаются в беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить, например, кому-нибудь из детей пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Дети отзываются

на интересное для них предложение и переключаются на выполнение организованного воспитателем игрового задания. Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Я думаю, важно давать возможность пробовать свои силы всем ребятам, убеждая их, что у них всё получится хорошо. Активному ребёнку, не получившему главной роли, следует помочь найти интересное при выполнении второстепенной роли. Участие ребёнка в игре нужно использовать как средство воспитания. Педагог должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых.

В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях.

Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Таким образом, индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия :

- для доброжелательных отношений между детьми,

- для развития коммуникативных способностей детей,

- для развития умения детей сотрудничать со сверстниками,

-для развития личностного роста каждого ребёнка.

Это актуально в настоящее время.

Публикации по теме:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей».«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей». В концепции дошкольного образования говориться о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.

Консультация для воспитателей «Важность индивидуального подхода в воспитании ребёнка» «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать.» А. С. Макаренко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение индивидуального подхода к детям в игровой деятельности.
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 13:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД