Значение обучения детей дошкольного возраста графической речи при подготовке к школьному обучению

Екатерина Воронич
Значение обучения детей дошкольного возраста графической речи при подготовке к школьному обучению

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций и, по мнению ряда специалистов, способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность в образной форме выразить то, что он переживает.

Л. С. Выготский назвал детское рисование графической речью.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторикой, координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель усложняющегося представления о мире.

Важно отметить, что развитие логического мышления опирается на наглядно-действенное мышление, основы которого составляют образы - представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений - главное достоинство.

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и, который формируется посредством изобразительной деятельности является воображение.

Необходимо отметить влияние рисования на процесс подготовки детей к школе. Большое значение, при этом, имеет формирование элементов учебной деятельности. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать.

Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов:

- контроля по результату;

- контроля за способом действия;

- предпосылок предвосхищающего контроля.

Оценка результатов рисования является одним из компонентов готовности к школе. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания орнамента, и при его завершении. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества исполнения поставленной изобразительной задачи.

Успешное овладение навыками рисования облегчает усвоение письма к школе, так как обе деятельности имеют много общего. В обоих случаях – это деятельность с орудиями, оставляющими не бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания кисти, ручки.

Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек. В процессе рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Новым является освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные, например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов. Изображение такого рода линий, форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается, поскольку рука приобретает чувственное представление о движении и рисующий ребенок может произвести движение автоматически.

Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Основными свойствами движения, необходимыми для овладения письмом, по мнению С. Л. Рубинштейна, является скорость (быстрота прохождения траектории, сила, точность и меткость, пластичность и ловкость.

Данные свойства приемлемы и в обучении детей рисованию, являются основополагающими при подготовке детей к письму.

Таким образом, изобразительная деятельность, в процессе обучения дошкольников рисованию, охватывает различные стороны развития и воспитания детей: сенсорное, интеллектуальное, эстетическое, нравственное.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Значение рисования для детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму[/b]. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой ручной умелости. Такое развитие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Значение обучения детей дошкольного возраста графической речи при подготовке к школьному обучению
Опубликовано: 16 мая 2013 в 23:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Композиция «Сочной черемухи букет» в технике отпечаток листьями и рисование...
Цель: Закрепление у детей умений создавать композиции с использованием нетрадиционных техник рисования. Задачи: 1. Закреплять у детей умения рисовать в...
План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5» на 2017–2018...
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКДОУ «Детский сад №5» ________Л. Б. Битуева «__________» 2017г План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад...
Мастер-класс из пластилина с использованием бросового материала пластиковых яиц,...
Данная разработка будет интересна воспитателям старших и подготовительных групп, жирафов можно использовать в качестве украшения для приемной , такую игрушку...
Фотоотчет «Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора». Фотоотчёт об оформлении участка
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...