Значение пальчиковой гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста, ее место в педагогическом процессе

Наталья Розенберг
Значение пальчиковой гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста, ее место в педагогическом процессе

Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания. Для развития мелкой моторики рук используются различные средства. Пальчиковая гимнастика является эффективным средством развития мелкой моторики координации умений пальцев рук.

Работа по развитию мелкой моторики рук начинается уже с первых дней жизни ребенка. С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая», помогает собирать пирамидку, матрешку, складывать кубики. На протяжении многих веков взрослые играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки.

Выдающиеся педагоги всегда считали движение важнейшим условием и средством всестороннего развития. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняется мозг. Ученые советуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Еще Ж. -Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движения немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

Движение - основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка: прогрессирует понимание речи; обогащается активный словарь; начинается фразообразование; усложняется наглядно-действенное мышление; естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков; формируется эмоционально-волевая сфера.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений педагог использует разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Взрослый учит ребенка простейшим манипуляциям: сжать руку в кулак и раскрыть ладонь, имитировать умывание, действовать с массажными мячами.

Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. Физические упражнения, ОРУ с мелкими предметами требуют значительного мышечного напряжения, которые также способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие стимулирует двигательную активность ребенка, способствует активизации психики и речи ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.

Развитие мелкой моторики и ручной умелости оказывает воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга; косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка; способствует подготовки руки к овладению навыком письма; обеспечивает компетентность малыша в предметном мире.

Разные виды пальчиковой гимнастики можно использовать при проведении утренней гимнастики, физкультминутки, физпаузы, подвижных игр.

Они могут иметь место на прогулке, на всех видах занятий. Проводится пальчиковая гимнастика в I и II половины дня.

Тонкая моторика ребенка развивается в результате манипулирования с предметами.

Очень важно вовремя научить малыша правильно действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением. Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Играя с пальчиками, ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Во время игры у ребенка развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.

Выполнение пальчиками различных упражнений развивает у ребенка мелкие движения рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». [27]. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Значение пальчиковой гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста, ее место в педагогическом процессе
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 22:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины — инсталляции
В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии» . Зрителям были представлены копии картин известных...
Мастер-класс «Большое пасхальное яйцо»
Приближается Светлая Пасха – мой самый любимый праздник с раннего детства. Обожаю придумывать и делать сувенирные пасхальные яйца для себя, для родных и...
Весенний конкурс «А ну-ка, бабушки!» совместное мероприятие взрослых и детей средней...
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив. как единое целое, как большую семью,...
«Веселая ферма» — изучаем домашних животных весело! (фотоотчет)
В рамках тематической недели "Домашние животные", которая прошла в середине марта, мы с моими ребятами тщательно изучили домашних животных. Узнали где они...
Конспект НОД по аппликации в младшей группе. Тема: «Мороженое».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие. Цель:...