Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Ирина Киселёва
Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Сказка – популярный жанр устного народного творчества, прозаический, этический, сюжетный. Взрослые ценят в сказке замысел, а дети вымысел.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера сказочника. Устные сказки, записанные от сказателей, творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.

Существуют сказки о животных, волшебные, новеллические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.

В сказках о животных существует антропоморфизм, то есть животные наделены способностью говорить и действовать как люди. Нет мифологических персонажей. Образы животных отличаются типизацией. То есть герой носит какую-либо ведущую черту характера.

В сказках о животных много песенок. Неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса - при беседе краса», глупый и жадный «волк - волчище - из-под куста хватыш», «мышка -погрызуха».

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда остаются, верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В основе социально-бытовой сказки лежат социальные и бытовые отношения между женой и мужем. Социально-бытовые сказки состоят из 1 - 2 эпизодов.

Сказка – источник знаний о быте народа. Сказка дает ребенку первые уроки патриотизма, нравственности (формирует представления о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др., учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость -над произволом, добро - над злом). Сказка воздействует на чувства ребенка, развивает воображение, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка.

Очень популярны у 5-летних и особенно у 6-летних детей «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чипполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях.

Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом.

Публикации по теме:

Наше творчество: докучные сказки Докучная сказка - жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2014 в 21:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий фотоотчет по кружковой работе «Речетворчество» в подготовительной группе....
Творческий фотоотчет по кружковой работе "Речетворчество" в подготовительной группе. Выполнила: воспитатель Назарова Т. А. В течение года, 1 раз в...
Конспект НОД в старшей группе по лепке на тему: «Космонавт к полету готов» (по...
Цель: обучение объемной лепке космонавта в характерной экипировке; закрепление знаний о космосе. Задачи: учить лепить фигуру человека комбинированным...
Лучшая авторская дидактическая игра. Игра «Покорми зайку»
Добрый день, дорогие коллеги. Предлагаю вам поиграть вместе с моими малышами в интересную развивающую дидактическую игру, которую я сама и придумала. Игра...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Посади бабочек на цветочки».
Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские...
Фото отчет «Этих дней не смолкнет слава»
Фото отчет «Этих дней не смолкнет слава» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ д/с №16 города Орехово – Зуево Московской...