Значение совместных игр в Семье для развития ребенка (2–3 года)

Ольга
Значение совместных игр в Семье для развития ребенка (2–3 года)

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных взаимоотношений.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери, дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.

Уважаемые родители, изготовьте всей семьей плоские фигуры из картона, других материалов это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

ИГРА-ЗАДАНИЕ

Уважаемые родители,вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

• Рассказываю о своих играх в детстве

• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

• Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты

игры

• Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

• Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или

игрушки

• Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

ПРИМЕРЫ ИГР, В КОТОРЫЕ МОЖНО ПОИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕ 2-Х ЛЕТ.

«Полоса с препятствиями»

Из подушек, пуфиков, одеял и коробок выстраивается полоса препятствий, которую преодолевают игроки. Играть в нее лучше в первой половине дня, так как она очень возбуждает детей.

«Прятки»

Эта игра хорошо знакома с детства всем и каждому, поэтому нет нужды рассказывать о правилах. Но хочется заметить, что для самых маленьких игроков очень важно, чтобы их нашли.

«Кот и мыши»

Эта игра призвана скорректировать страх. Среди игроков выбирается кот и мыши. Кот спит, а мыши бегают и пищат. Кот проснувшись, ловит мышей. Мышь может спрятаться в домик. Тот, кого поймают становиться котом.

«Сражение»

Эта игра помогает сбросить напряжение. Игроки бросаются друг в друга легкими и маленькими предметами. Например, бумажными шариками или небольшими мягкими игрушками, без фанатизма разумеется. Игра обязательно заканчивается примирением и объятьями.

«Угадайка»

Конечно же все родители читают малышам книжки. А вот после прочтения можно поиграть с ребенком в интересную игру. Сначала рассмотрите вместе картинки. А потом спросите: «Угадай, что я вижу? Оно красное и круглое». Когда ребенок отгадает, то можете поменяться с ним ролями

«Аппликации»

Для этой игры нам понадобятся вырезанные из старых журналов изображения животных, растений, людей, машин и т. п. Необходимо рассортировать изображения по категориям. Сначала помогите ребенку, сделайте несколько картинок не приклеивая изображения, а просто раскладывая их на бумаге, чтобы ребенок видел, что может получиться. Потом возьмите белый картон и пусть малыш сам приклеивает картинки и придумывает сюжет. Эта игра кроме того что тренирует мелкую моторику рук, развивает фантазию, воображение и помогает раскрывать творческие способности

«Сортировщики.»

Для этой игры понадобятся всевозможные коробочки и баночки. Смешайте фасоль, горох или морские камешки, каштаны и т. п. и разберите их вместе с малышом, сортируя и раскладывая по баночкам и коробочкам. Эта игра прекрасно тренирует мелкую моторику рук малыша. Очень важно играть в эту игру вместе с ребенком, поскольку дети до трёх лет познают мир пробуя всё на вкус. Поэтому необходим постоянный контроль за тем, чтобы ребенок ничего не проглотил.

«А ну ка, вспомни».

Эта игра отлично тренирует память. На большое блюдо или поднос необходимо выложить 6 предметов небольшого размера. Малыш должен несколько секунд посмотреть на блюдо и запомнить предметы, которые на нем лежат, а потом блюдо накрывают. А ребенок должен вспомнить и перечислить лежащие на блюде предметы. После того как ребенок отгадал – поменяйтесь ролями.

«Искатели клада».

Обычную комнату очень легко превратить в остров сокровищ. Если стол накрыть несколькими скатертями, получится отличная пещера. Спрячьте какие-нибудь игрушки, желательно новые, в укромных местах комнаты. Пусть ваш юный кладоискатель попробует их отыскать. Море веселья и радости гарантировано!

«Строитель-разрушитель.»

У детей в 2-3 года есть тяга к разрушению. И вместо того, чтобы ребенок ломал что-то нужное, пусть лучше разрушает башни из кубиков. Строя каждый новый объект для разрушения, ребенок тем самым развивает фантазию и пространственное мышление. Точно также можно строить из домино. Например, поставив доминошки на короткое ребро одна за другой. Тогда чтобы завалить эту змейку достаточно завалить только крайнюю доминошку. Обычно дети приходят в восторг от заваливания таких башен.

Игра должна доставлять удовольствие и ребенку и родителям. Она должна заканчиваться чуть-чуть раньше, чем она надоест, чтобы ребенок с нетерпением ждал продолжения. Проявляйте фантазию. Придумывайте новые игры. И чаще играйте вместе с детьми. Они очень быстро растут…

Публикации по теме:

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

Сенсорное развитие у детей.Сенсорное развитие у детей. Младший дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка. Вместе с физиологическим ростом развиваются и психические процессы,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Значение совместных игр в Семье для развития ребенка (2–3 года)
Опубликовано: 30 октября 2013 в 02:51
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...