Папки-передвижки

Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста»

ирина гайчикова
Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста»

Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста

Эстетическое образование - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей среде, действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удовлетворения.

Публикация «Консультация „Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. На занятиях художественным творчеством дошкольники учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование, самоконтроль за своими действиями. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы, над общей композицией. Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества.

При планировании занятий необходимо учитывать всю воспитательно - образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающими, развитием речи, чтением художественной литературы, а так же музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Наблюдение природы, общественных событий формирует идейно - нравственную направленность изобразительной деятельности.

Следует помнить, что все виды объединяют образное отражение окружающей действительности: лепка дает объемное изображение предмета, иногда допускается роспись готовой формы (декоративная лепка по мотивам народных игрушек). Каждому виду соответствует своя техника и свой способ изображения: рисованию - линейно - графический и живописный; лепке - пластический - создание изображения из частей или из целого куска глины (техника скульптурной лепки); аппликация - декоративно - силуэтный способ.

Работа с разными материалами расширяет кругозор детей об этих материалах. Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ.

В лепке дети учатся изображать сюжет, объединяя фигурки общим содержанием.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой - либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисовании, лепке, аппликации. Все это происходит на одном занятии и дает возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа. Такие занятия называются тематическими. Они планируются, чередуясь с однотиповыми, на которых дети обычно только рисуют или лепят или наклеивают. Но самой главной задачей педагога на всех занятиях по изодеятельности является развитие у детей композиционных навыков.

История мирового искусства красноречиво рассказывает о постоянных мучительных поисках выразительных средств, способных глубоко и эмоционально раскрыть творческий замысел. Ярко выразить жизнь и мир чувств человека. Значение особенностей этих средств помогает нам правильно решать композиционную задачу, проникать в сущность всего изображаемого, понимать характер и логику предмета, то есть красоту вещи. Наконец, значение композиционных средств, которыми оперирует художник, воплощая свой замысел, помогает глубже анализировать произведения искусства и способствует успеху, как в учебной, так и в творческой работе.

Избежать конфликта, установить должный порядок - гармонию помогает композиция. Так ребенок перед сюжетной лепкой должен установить величинную связь между подставкой и величиной фигурок, которые он хочет вылепить. Правильное же расположение фигурок помогает избежать пустот на подставке, искажения размеров и сюжета.

Чтобы избежать величинного контраста, надо размещать фигурки в соответствии с размером подставки.

В силу неравномерного расположения светочувствительных клеток на сетчатке глаза четкость видения всех частей изображения неодинакова: центральная ее часть воспринимается наиболее четко, поэтому надо помещать изображение посередине подставки. Если изображается несколько предметов, то в этой зоне рекомендуется располагать главный элемент композиции, а второстепенные рядом.

И прежде чем приступить к исследованию проблемы значения сюжетной лепки в развитии изобразительных способностей дошкольников, я выделила объект и предмет исследования:

Объект: общее развитие изобразительных способностей дошкольников.

Предмет: сюжетная лепка в дошкольном возрасте.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. В чем заключается творческая деятельность, как ее можно охарактеризовать?

Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

В настоящее время доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже в дошкольном возрасте. Наблюдения за лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают при помощи взрослого или непосредственно под действием какого - либо образа. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла - темы на основе восприятия окружающей действительности.

Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны.

Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу.

Исследования показывают, что если вести планомерную работу, то детей можно подвести к некоторым элементам планирования.

Задачи развития творческих проявлений у ребенка находятся в зависимости от его возрастных анатомо-психологических способностей.

Полнота представлений дошкольника о качествах и свойствах предметов зависит от того, насколько активно действуют его анализаторы. Исследования показывают, что у детей к 6 - 7 годам они развиты в достаточной мере.

При содействии взрослого ребенок способен воспринимать все основные качества предмета: форму, составные части, а так же расположение предмета в пространстве.

На объем детских восприятий влияет интерес наблюдательному объекту. Известно, что у детей 6-7 лет интерес к окружающему повышается. Также развитие процессов мышления делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов.

Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов. Всё дело в том, что ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком - то конкретном образе.

Большую роль в детском творчестве, как и у взрослого, играет воображение.

Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой может представить то, что не входит в круг предметов воспринимаемых им непосредственно. Сначала образы возникают под влиянием словесного воздействия взрослого, а позднее они могут обуславливаться самостоятельным замыслом ребенка.

Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображения героев новых деталей одежды или добавления таких предметов, как корзинка, палка, лопата, а так же в решении различных композиций. Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что они видят или слышат. У них складывается определенный • доброжелательный или отрицательный образ к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет на результат изобразительной деятельности.

Основные задачи развития детского творчества такие:

1. Развивать интерес у детей к сюжетной лепке.

2. Учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.

3. Подводить к использованию и комбинированию, вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно, пользоваться способами лепки и выразительными средствами.

4. Постепенно учить детей самостоятельно задумывать тему

лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия - произведений искусства.

5. Учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств. В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависят от того, насколько они владеют техникой лепки. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для создания образа в лепке.

В заключении можно сказать, что роль сюжетной лепки в развитии изобразительных способностей дошкольников велика, так как она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения правилам ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе: формирует эстетические вкусы, чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Публикации по теме:

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное.

Формирование игровых умений в сюжетной игру у детей третьего года жизни Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетной игре у детей третьего года жизни были использованы материалы программы.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов,.

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.

Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.

Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. В современном обществе.

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами дей-ствий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями.

Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще.

Значение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в развитии личности Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июля 2015 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД