Получи документы

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО

Ирина Танич
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Новый документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно- образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта. Экологическое воспитание дошкольника в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение (на нее отводится более 60% учебного времени) или через парциальную программу, которая дополняет основную и может быть рассчитана на 40% учебного времени. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Природы в детском саду должно быть много, такой подход обусловлен рядом важных обстоятельств: - природа является абсолютной ценностью высшего порядка; -интенсивное переселение людей в города отрывает их от природы;

Публикация «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС до» размещена в разделах

-большой урон нанесен санитарно-эпидемической службой (из групп детского сада удалены уголки природы);

Реализация программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в стандарте, осуществляется через особые структурные единицы-образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом хорошо знакомая работниками детских садов авторская система экологического воспитания детей может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области (С. Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», она же Юный эколог).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Которая включает такие разделы: 1. «Неживая природа-среда жизни растений, животных, человека», направлена на формирование элементарных представлений о мироздании, о солнечной системе, дети узнают свойства воды, воздуха, почвы, получаю знания о сезонных явлениях природы.

2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания», это сведения о растениях, которые окружают ребенка, различные комнатные растения, их внешнее строение и функции органов.

3 «Многообразие животных и их связь со средой обитания», сведения о животных, обитателей уголка природы, разных диких животных, которые обитают в другой среде.

4 «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания», знания как и в каких условиях растут растения (из семени получается продукт, выращиваются животные (птицы выводят птенцов, а звери выкармливают детенышей).

5. «Жизнь растений и животных в сообществе», дети узнают о цепочках питания, кто что ест и кто кого ест, в природе нет ничего лишнего.

6. «Взаимодействие человека с природой», природа приносит пользу человеку (растения обогащают воздух кислородом, человек использует природу в хозяйстве (строим дом из дерева, отапливает дома углем и дровами, человек охраняет природу (красные книги).

Таким образом через область «Познавательное развитие» дети получают знания из области естествознания.

Образовательная область «Речевое развитие»

Познавая природу дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначения объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Рассматривая картины, на которых изображены животные, дети учатся повествованию, связной речи, понимать вопрос и точно отвечать на него, выстраивать логическую последовательность природных явлений и их событий (прилетела к кормушке птица, спросить детей, а что это за птица, зачем прилетела, почему может летать, зачем подкармливать птиц)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает в случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности, в которой они осмысленно отображают свои переживания красоты.

Образовательная область «Физическое развитие»

Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным способом-через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду.

Во ФГОС ДО подчеркивается : «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной доя реализации программы». Такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

Кратко назовем и охарактеризуем «экологические пространства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставленные стандартом:

1. Групповой уголок природы

Включает разнообразные комнатные растения и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы). Этот уголок находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых и создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами.

2. Комната природы или зимний сад.

Она находится в отдельном помещении детского сада, в ней может содержаться большое разнообразие живых объектов : крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.

3. Экологический музей.

Находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы. Музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.

Специально следует остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение.

На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств :

1. Общее хорошее озеленение и множество цветников;

2. Фруктовый сад и огород;

3. Птичий столб (специальный столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц, функционирует круглый год);

4. Уголок нетронутой природы (произрастание различных дикорастущих трав, кустарников);

5. Мини поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения;

6. Мини – ферма (домик-сарай с огороженным выгулом для содержания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных);

7. Экологическая тропинка (маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющие интересные природные объекты).

Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов и т. д.

Таким образом, эколого-развивающая среда- это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых стандартом.

Детский сад-это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социумом, тем интенсивнее осуществляется ее собственное развитие.

Публикации по теме:

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 1. Пояснительная записка: Образовательный проект: «Роль туристско – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей.

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО
Опубликовано: 30 января 2015 в 15:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД