Знакомство детей подготовительной группы с наукой Археология в процессе НОД и на познавательных вечерах. Цикл занятий

татьяна Туева
Знакомство детей подготовительной группы с наукой Археология в процессе НОД и на познавательных вечерах. Цикл занятий

Занятие «ВВЕДЕНИЕ В АРХЕОЛОГИЮ».

ТУЕВА Т. Г.

Цель: Познакомить детей с наукой Археология, очертить круг изучаемых проблем.

Предварительная работа: Рассмотреть альбомы с фотографиями «Я и моя семья».

Ход: Сегодня мы рассматривали фотографии. Неправда ли, очень интересно посмотреть, какой ты был несколько лет назад; какой маленькой была мама, как она выглядела, какими были бабушка и дедушка? Благодаря фотографиям всегда можно заглянуть в прошлое. Как вы думаете, нужно ли нам помнить прошлое, для чего?

А как узнать о том, что было очень давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки? О том далеком времени нет ни одной фотографии, по той простой причине, что раньше не было фотоаппаратов. Да и не только их, а и многого другого: утюгов, машин, телевизоров, холодильников, то есть тех предметов, без которых мы с вами не мыслим нашу жизнь. Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, все ли они отражают наш современный быт (показ рисунков из книги «Как жили люди на Руси»). Действительно, здесь есть предметы, которыми никто уже давно не пользуется, эти предметы хранятся в музеях.

Издревне человек находил в земле различные предметы: черепки посуды, каменные топоры, украшения, изделия из камня, дерева, наконечники стрел, отдельные кости, а иногда даже целые захоронения, доспехи, монеты, клады… (показ фотографий, изображений старинных предметов). Как же они туда попали? (полилог) Вы замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней накапливается слой пыли. А за тысячи лет толстый слой пыли, песка и земли покрыл все, что осталось от древних людей. На этом месте выросли травы, деревья, или даже целый город. В результате землетрясений, наводнений, извержения вулканов, разрушались и пропадали целые поселения. Некоторые были завалены извергающимися лавами вулканов, некоторые скрылись в океанах. Чтобы отыскать следы прошлого, люди занялись раскопками.

Людей, которые производят раскопки, называют: учеными – археологами; появилась наука – Археология. Ребята, а вы что-нибудь знаете о том, какие животные населяли нашу планету, какими были люди? (ответы детей).

Работа археолога очень трудная, потому что почти все интересные находки находятся под землей. Чтобы извлечь их из земли, нужно много потрудиться, а иногда ничего не удается найти. Поэтому археолог, прежде всего, должен знать территории, где следует искать. Для этого археологи проводят большую подготовительную работу: ищут в архивах старинные рукописи с описанием поселений, мест сражений и походов. Даже легенды и мифы нередко наталкивают археологов на неожиданные открытия.

Для поисков археологи используют вертолеты, самолеты, и даже космические корабли, ведь с воздуха можно увидеть те объекты, которые совсем незаметны на земле. Например, след гигантского ящера.

Но не только землю, но и водные глубины исследуют археологи, ведь там скрыты не только затонувшие корабли, но и целые города, замки, крепости.

После того, как ученые определят, что в данном месте можно найти исторические находки, наступает главный момент в работе археолога – раскопки. Место, где работают археологи, называется – раскоп. Для ориентира местность на раскопе делится на квадраты, чтобы точно отметить место находки. Некоторые называют археологию «Наукой лопаты». Как вы думаете, почему?

Конечно, когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но затем в работу вступает лопата, потом нож, савок и, наконец, кисточка.

Как только находку очистили от остатков земли, ее фотографируют, и только потом

пытаются поместить в специальный контейнер, чтобы отправить в лабораторию.

Старинные вещи очень хрупкие, и при транспортировке они часто рассыпаются в пыль или на мелкие осколки.

Игра «Сложи из кусочков посуду». Помогите склеить тарелки, чашки, горшки, миски. (Дети составляют картинки.)

Фотографии помогают вновь создать древний предмет. Найденные археологами вещи, попадают в руки реставраторов. Они поистине творят чудеса: из груды черепков собирают вазу, кувшин, очищают монеты, собирают развалившиеся доспехи. Это они смогли, благодаря современной технике, по костям воссоздать гигантских динозавров, первобытного человека, эти экспонаты теперь хранятся в музеях истории. А какая посуда была раньше? У пещерного человека посуды вообще не было, а со временем стали появляться деревянные миски и ложки, их вырезали из дерева или выдалбливали с помощью острых камней. Но в такой посуде нельзя было приготовить еду, появилась посуда из глины. А можно ли сделать посуду из песка? Почему? Глиняной посудой многие до сих пор с удовольствием пользуются: без всякого холодильника пища в ней не портится в течение нескольких дней, летом в жару долго остается холодной, соль и крупы не впитывают влагу, чай, кофе и специи годами сохраняют свой аромат.

Кто нашел следы столетий? Кто в историю влюблен?

Кто сложил в витрины эти драгоценности времен?

Это опытные руки Археологов страны

Мы ревнителям науки, благодарны, быть должны.

Благодаря ученым, мы теперь знаем, что поначалу древний человек не очень то отличался от животных. Люди не умели говорить, считать, их руки были ниже колен, и роста они были не высокого. Но зато они рисовали, правда, не обычными красками, какими рисуем мы с вами, и не на бумаге, ее раньше не было. Древние люди рисовали на камнях острым резцом; ученым удалось найти в пещере целый рассказ нарисованный таким образом. На плоских костях животных, на коре деревьев (такое письмо называлось «берестяная грамота»). Позже из глины стали делать тонкие «дощечки», на которых писали палочками. Такие «письмена» хранятся сейчас в музеях. Их изучают и пытаются прочитать.

Земля, как большая книга, лежит под нашими ногами. Каждый пласт земной коры – это лист книги. Мы живем на самом верхнем, последнем листе. А первые листы книги где-то глубоко на дне океанов, до них люди еще не добрались.

Сегодня мы побудем археологами: сначала обследуем камешки, найденные на прогулке, а затем отыщем и раскрасим предметы, найденные археологами.

Экспериментирование

Задание 1. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры и т. п.).

Задание 2. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Посмотрим через лупу, что получилось. Почему говорят: «твердый как камень», «стоит как каменный»?

Задание 3. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень стараться, можно заметить искру. Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят: «крепкий как кремень»?

Задание 4. Подобрать камешки, из которых: можно воздвигнуть памятник; сделать украшения; построить дом. Объяснить свой выбор.

Задание 5. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это лучше всего делать во время прогулки).

Работа в тетради (найти в тетради предметы, найденные археологами и раскрасить их).

Занятие «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА».

Воспитатель: ТУЕВА Т. Г.

Вы когда-нибудь слышали о чудесах света? Семь чудес света – так в древности называли необычные творения рук человеческих, поражавших современников красотой, размерами, техникой исполнения. Сначала отправимся в Египет (показ на карте)

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ.

Они словно вырастают из песков пустыни – колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами (длина 129м, ширина 109м, высота 60м) и строгостью очертаний. Пирамиды строились как усыпальницы для египетских царей — фараонов. Каждую сторону глыбы обрабатывали шлифовальщики. А потом каменные блоки поднимали на огромную высоту. Ученые до сих пор не могут понять, как эти тяжелые камни поднимали наверх, ведь никаких машин для поднятия двухтонных каменных глыб не было. Всё делалось с помощью живой человеческой силы. Самая большая из сохранившихся пирамид (высотой 147 м) пирамида фараона Хеопса.

Теперь наш путь лежит в Вавилон (показать на карте).

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Эти знаменитые сады размещались на широкой четырехэтажной башне. На каждом этаже этого сооружения был насыпан толстый слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья, кустарники, цветы. Этажи соединялись между собой широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета. Сказочно прекрасны были эти сады, поддерживаемые мощными колоннадами, издали казалось, что сад висит в воздухе. Простояли эти сады около 2 столетий. Мощные наводнения разрушили фундамент, и сооружение рухнуло. Теперь наш путь лежит в Грецию (показ на карте).

ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

. Гордостью малоазиатских мастеров был Артемисион — святилище богини Артемиды в городе Эфесе. Храм вызывал удивление и восхищение всех, кому приходилось любоваться этой изящной и лёгкой мраморной постройкой. Он был так велик, что едва ли смог бы поместиться на футбольном поле (длина 109м, ширина 50м). Снаружи храм плотным кольцом окружали и поддерживали крышу 127 мраморных колонн, каждая из них – высотой с шестиэтажный дом. А внутри храма – множество золотых и серебряных статуй, красивых картин. Он простоял около 100 лет. Житель Эфеса, некий Герострат, поджёг храм Артемиды. Здание было сильно повреждено. Рухнула крыша, обгорели стены и колонны. А теперь отправляемся в Олимпию (показ на карте).

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО

По древнему мифу здесь в Олимпии, Зевс одержал победу над своим отцом богом Кроном. В честь этой великой победы Зевса и учредили Олимпийские празднества, и создали знаменитую статую Зевса Олимпийского. Царь богов сидел на золоченом троне. Верхняя часть тела бога была обнажена, нижняя закутана в богатый золотой плащ. В одной руке Зевс держал статую богини Ники, в другой — жезл, увенчанный изображением священного орла. Изображение Зевса (высота 17м) поражало не только своей мощью, от него исходило необычайное обаяние, ощущение мира, мудрости и доброты. Статуя погибла в огне…

Физминутка.

Чтобы Олимпийцем стать, надо спортом заниматься:

Приседать и вставать, силу, ловкость развивать.

А теперь снова вернемся в Грецию, в Галикарнас (показ на карте).

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ.

Это большое прямоугольное здание (шириной 66м, длиной 77м, высота достигала 46м). На первом этаже, в огромном беломраморном зале покоился прах царя. Зал был так велик, что внутри его мог свободно разместиться большой семиэтажный дом. Стены зала украшены вырезанными на мраморе сценами битв воинов с амазонками.

На втором этаже мавзолея хранились несметные царские сокровища: драгоценности из золота, серебра, камней. Но больше всего людей поражала крыша – пирамида мавзолея. На ее макушке размещалась огромная колесница, запряжённая четверкой коней. А в колеснице той стояли статуи царя и царицы.

Подобные усыпальницы, стали строить в других странах, для других правителей, их называли мавзолеями. В России, в Москве на Красной площади есть мавзолей В. И. Ленина (показ фотографии). А теперь наш путь лежит к острову Родос, который находится в Средиземном море.

КОЛОС РОДОССКИЙ.

В честь победы над врагами, которые пытались захватить остров, был возведен Колосс – божественный покровитель смелых островитян. Колоссами древние греки называли статуи, высота которых была много больше человеческого роста. Поражала высота Колосса Родосского, его можно сравнить с 12-этажным домом, голова солнечного бога в лучистом венце, казалось, достигала небес.

Бог солнца Гелиос стоял на белом мраморном постаменте во весь рост, слегка отклонившись назад, и, приложив правую руку ко лбу, как бы заслоняя глаза, напряжённо всматривался вдаль, левой рукой он придерживал покрывало, спадающее до земли. Разразившееся землетрясение повалило статую: у нее надломились колени.

Теперь пересечем Средиземное море, и окажемся в Египте, в городе Александрия.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК.

Александрийский маяк был построен на скале, его высота около 120 метров. Наверху горел костер, вокруг которого находились большие зеркала. Они направляли лучики – зайчики в море. А уж по тем лучам корабли находили путь в город. Дрова для костра доставлялись наверх на осликах по спиральной дороге, проложенной внутри башни.

Башню украшали бронзовые статуи. Некоторые из них служили флюгерами, указывали направление ветра. О статуях рассказывали чудеса. Одна из них всегда указывала рукой на солнце на всём пути его движения по небосводу, и опускала руку вниз, когда оно заходило. Другая статуя отбивала каждый час днём и ночью. Рассказывали, что была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море, когда появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик при подходе врагов. Маяк был разрушен в результате мощного землетрясения.

Каким же из 7 чудес света, мы можем полюбоваться в наши дни? Единственное из чудес, дошедшее до наших дней, — пирамиды Египта.

Работа в тетрадях (изобразить одно из чудес света).

Занятие «ОДЕЖДА НАШИХ ПРЕДКОВ».

Воспитатель: ТУЕВА Т. Г.

Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ.

Материал: Русский сарафан (из льняной ткани, выкрашенной в красный цвет, с вышивкой, женская кофта-рубаха, косоворотка и передник изо льна, украшенные вышивной; скатерть, полотенце, салфетки, вышитые, мулине, сундук. На каждого — лоскуты тканей, бумажные силуэты сарафанов, женских рубах, передников.

Ход: Как вы думаете, какую одежду носили люди в глубокой древности? Ведь тогда не было ни заводов, ни ткацких фабрик, люди ещё не умели ткать ткани. Не было ниток, иголок, не говоря уж о швейных машинах.

У самых первых древних людей тело было покрыто густой шерстью и им не нужна была одежда. Но постепенно на человеке становилось всё меньше шерсти и он был вынужден накидывать на себя звериную шкуру, добытую во время охоты. Они закрепляли шкуру в виде накидки, делали отверстия в шкуре с помощью острого камня, заменяющего иглу, и стягивали стеблями растений. Постепенно научились делать иглы из оленьих рогов, и стали сшивать звериные шкуры, вместо ниток они использовали тонкие полоски кожи. Люди стали одеваться в штаны и куртки из шкур мамонтов. Как вы думаете, зачем люди носят одежду?

Манера людей одеваться меняется в зависимости от времени, в котором они живут. Например, 4 столетия назад мужчины носили чулки и ходили на высоких каблуках. Одежда когда – то очень популярная, часто кажется смешной людям, которые живут теперь. Раньше одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивая и донашивая, пока она не обветшает. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани шили одежду? (из льняной). Именно из такой ткани сшит этот сарафан. (Показываю надетый на "плечики" женский народный костюм: кофта-рубаха, сверху — сарафан).

Подумайте, чем льняная ткань хороша и чем плоха? (Хороша, потому что это ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом — не жарко, тело в ней "дышит". Плоха потому, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается.). В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити.

Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань? (Ответы детей.) Ткань этого сарафана окрашена. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение.) Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов. Желтый цвет олицетворял Солнце, богатство, голубой был символом неба, молодости. А что означал коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу.) Что надевали женщины под сарафан? (Снимает с "плечиков" сарафан и демонстрирует кофту-рубаху.) Под сарафан женщины надевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники. (Достает передник, надевает его на себя.)

Внимательно рассмотрите народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? И на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка.

По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти красивые узоры вышивали разноцветными нитками. Сейчас для вышивания используют нитки, которые называются "мулине". Посмотрите, как необычно они смотаны. Потрогайте их: они мягкие, шелковистые. Что можно вышить такими нитками? (Достает из короба и демонстрирует вышитые салфетки, скатерть, полотенце.) Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду. (Достает рубаху-косоворотку.) Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение "работать спустя рукава", значит, работать плохо, кое-как.

Физминутка. За работу мы возьмемся, закатаем рукава,

раз – два, раз – два, закатаем рукава.

Приходите, посмотрите, как работа хороша!

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как называется эта ткань? (Льняная.) У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой. Еще одна особенность рубахи — вышивка на вороте, рукавах и по низу. Для чего она была нужна? (Ответы).

Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачева к русской народной сказке "Кот, петух и Лиса".

Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно, пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т. п. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей.) Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, у бедного — узкий, и узор на нем попроще.

Девушки заплетали волосы в косу, вплетая яркие ленты, цветные и золотые нити. В народе говорили: "Коса — девичья краса". Как еще можно назвать косу? (косонька, косичка.) Посмотрите на наших девочек, у кого есть коса — девичья краса? (Дети рассматривают косы и находят самую длинную.) На лоб девушки надевали вышитые и расшитые бисером или сплетенные из цветной тесьмы и кожи повязки. Когда девушка выходила замуж, ей на голову надевали "корону" — старинный свадебный головной убор. Праздничную корону украшали золотым кантом и жемчугом. Замужние женщины покрывали волосы платком. Выйти из дома с непокрытой головой считалось стыдным. Отсюда и пошло выражение "опростоволоситься", что означает попасть в неловкое положение. Носили женщины и яркие кокошники. Рассмотрите этот головной убор, он украшен бусами и золотой тесьмой. Зимой девушки и женщины носили шапки, опушенные мехом, а в сильные морозы на шапку накидывали теплый узорчатый платок или шаль. Шапки с опушкой, и шали носят и по сей день, без них не обойтись зимой.

А что же надевали на ноги? Основным видом обуви были лапти, были лапти будничные и парадные. Обувь эта была не прочной, недаром говорили «В дорогу идти – пять пар лаптей плести». Иногда лапти плели из простой веревки, их носили дома и называли чунями. Затем люди научились шить обувь из кожи.

Современная одежда различается по стилям: есть форменная одежда (милиция, врачи, военные, пожарные); есть спортивная (шорты, трико, кеды, кроссовки); рабочая (шахтер, кочегар, строитель); праздничная, национальная.

Работа в тетрадях: попробуем "сшить" женский русский народный костюм. Предлагает детям подобрать лоскуты ткани, подходящие для костюма, и, наложив на них бумажные силуэты, вырезать сарафан, кофту-рубаху, передник. Затем "надеть на куклу" (изображена в тетради) эти предметы одежды: сначала рубаху, затем сарафан и передник. Приклеить в тетрадь.

Занятие «ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА».

Воспитатель: ТУЕВА Т. Г.

Цель: Познакомить с историей возникновения жилища. Закрепить знания детей о свойствах глины, многообразии ее использования.

Ход: С незапамятных времен человека от непогоды спасали укрытия. Как вы думаете, где спасался от дождя и холода пещерный человек? Действительно, в пещерах, поэтому первобытных людей так и прозвали пещерными людьми. Сейчас никто не знает и уже не в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом.

Природные пещеры не удовлетворяли его, как вы думаете, почему? (в пещере было темно, не было окон; холодно; дверей не было).

Проблемная ситуация: мы пешком отправились в лес на отдых, во время отдыха начался дождь, как нам укрыться от дождя? (Рассуждения детей). Вспомним сказку «Три поросенка». Из чего они строили свои жилища? Наверно, точно также первобытные люди искали решение этого вопроса. Можно сделать шалаш из жердей, веток, травы, но все равно дождь будет попадать в такое укрытие; тогда люди придумали обмазать свой шалаш глиной, мы ведь уже знаем, что глина не пропускает воду. Но такие жилища приходилось часто ремонтировать, ведь глина намокала и сползала вниз на землю. Некоторые люди строили свои жилища в земле: копали яму, перекрывали ее толстыми жердями, ветками, замазывали глиной, или покрывали шкурами животных, набрасывали слой земли. Такие сооружения назывались землянками. В тех местах, где не было пещер, делали жилища из шкур животных, в виде палатки, подпорками служили длинные кости или бивни мамонта.

Наконец люди научились строить деревянные дома. Они были крепкими, теплыми, но окон в них не было, или были, но очень маленькие, размером с большую книгу. Как вы думаете почему? Люди не умели еще делать стекла, вместо них они натягивали на окна хорошо промытые кишки животных. Такие стекла почти не пропускали дневного света, и в избах всегда царил полумрак. Самыми прочными были постройки из камня. Люди воспринимали свое жилище как крепость, ведь в те времена очень частыми были войны. Приходилось строить не только дома из камня, но и окружать дома мощными каменными стенами и рвами. Так появились замки.

Вскоре люди научились делать из глины кирпичи. Стали появляться кирпичные здания. Скажите, в каких домах вы живете? (В высоких, многоэтажных.) Из чего, из каких материалов построены ваши дома? (Из бетонных плит, из кирпичей.) Напомню, что кирпич — очень древний строительный материал (демонстрирует кирпич). Его придумали 5000 лет назад. Кирпич делают из глины, а глину нам дает природа. Как называется такой материал? (Природный.) О глине, мы сегодня и поговорим.

Глина находится буквально у нас под ногами, чаще всего около водоемов. Намокнув, глина становится мягкой, пластичной, и ей легко придать нужную форму (демонстрирует кусочек глины, мнет ее). Какой неприродный (искусственный) материал напоминает сырая глина? (Пластилин.) А можно ли делать кирпичи из песка? Почему?

Опыты с почвой «Сравним песок и глину» (исследовательская деятельность).

Задание № 1. Рассмотреть песок и глину с помощью увеличительных приборов, из чего они состоят? (песок из песчинок, глина из комочков).

Задание № 2. Добавить немного воды в песок, затем в глину. Предложить слепить комочки из глины и из песка. Который из них более прочный?

Хорошо, сделали мы из глины кирпичи, построили из них дом. Дождь его поливает, весной снег на крыше тает, вода стекает по стенам. Как вы думаете, прочным будет такой дом? (Ответы детей.)

Конечно, нет. От воды такие кирпичи размокают, разрушаются. Что же надо сделать, чтобы кирпичи стали твердыми, прочными? (Кирпичи необходимо обжечь.) Правильно, ведь если глину, из которой изготовлен кирпич, нагреть до очень высокой температуры, она становится прочной, твердой, и снова мягкой сделать ее не под силу ни человеку, ни дождю, ни снегу.

Давным-давно, когда еще не было приспособлений для изготовления кирпичей, их делали вручную: сначала копали глину, поливали ее водой, топтали, мяли, лепили кирпичи, затем ставили в печь для обжига. Сейчас всю эту работу выполняют машины.

Постарайтесь ответить на вопрос: почему зимой в наших квартирах не холодно? (Зимой включают отопление, и по батареям, которые есть в каждой квартире, течет горячая вода и обогревает воздух в комнатах.) Во многих деревнях еще нет парового отопления. С помощью чего там обогреваются дома? (С помощью печи.) Ee делают, «кладут», как говорят в народе, из кирпичей, а потом обмазывают глиной.

Глина служит строительным материалом не только для людей. Вспомните, какая птица, живущая под крышей дома, куда вода не попадает, делает гнездо не только из веточек и травинок? (Ласточка.) В народе говорят:

«Пчелка лепит свой дом из воска, а ласточка — из глины».

Птица затыкает щели между ветками кусочками сырой глины. Высыхая, она крепко склеивает остальной строительный материал. Гнездо становится таким прочным, что, случись ненароком ему упасть, — не разобьется. Возможно, в далекие времена человек заметил это и стал по «ласточкиной технологии» сооружать дома-«мазанки» (демонстрирует макет).

В ваших квартирах стены кухни и ванной комнаты украшает керамическая плитка, тоже сделанная из глины. А какие еще предметы делают из глины? (ответы детей).

Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Для этого используют материалы, которые есть под рукой. Африканцы строят свои хижины из травы и веток, которые собирают вокруг. Как вы думаете почему, они строят такие непрочные дома? (В Африке теплый климат, там всегда лето).

Дома приходится строить в соответствии с климатом. В жарких сырых местах дома строят на сваях, чтобы в них было просторно и сухо. В городах, где мало места, люди живут в высотных домах. А в Китае многие люди живут в домах – лодках (сампанах). В них они держат кур, выращивают овощи.

В холодном климате дома строят из дерева, нижний этаж кладут из камня, который не гниет в сырую погоду, а в окна вставляют двойные стекла. Оленеводы на севере строят себе дома на несколько дней (юрты, яранги, а затем разбирают их и перевозят на новое место. Яранги собирают из длинных шестов и покрывают сверху оленьими шкурами.

Современные люди придумывают новые типы домов, например, надувные дома. Как вы думаете, где и, когда их можно использовать? (Они удобны в чрезвычайных обстоятельствах, при наводнениях и землетрясениях, когда люди остаются без крова).

Творческое задание «Мой дом»

Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме», «Дом, в котором все круглое (квадратное, мягкое. и т. д.)».

Игра «Найди отличия»

Воспитатель предлагает сравнить старинные улицы и современные, старинные и современные дома (с опорой на картинки книги «Как жили люди на Руси» и фотографии).

Работа в тетрадях: Предложить детям нарисовать дома первобытного человека (пещера, шалаш, каменный дом, дом из бревен).

Занятие «РАССКАЗ О ГОРОДЕ ПРОКОПЬЕВСКЕ».

Воспитатель: ТУЕВА Т. Г.

Цель. Уточнить и пополнить знания детей о Прокопьевске — городе шахтеров. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за малую Родину. Познакомить детей со свойствами угля. Закреплять знания о достопримечательностях Прокопьевска. Учить детей составлять рассказ, используя план.

Материал. Фотографии города, школы № 31, детского сада № 40, геральдика России, Кузбасса, Прокопьевска.

Ход занятия: Как называется страна, в которой мы живем? Какие еще страны вы знаете? Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и флаги. Герб — отличительный знак страны. Как вы думаете, зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков (рассмотреть монеты). Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы — отличительные знаки. (Предложить детям внимательно рассмотреть и описать герб России, обратив их внимание на то, что золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла).

Посмотрите на изображение флагов, отыщите флаг России, какого он цвета? Флаги каких стран вам еще знакомы?

Цвету флага Российского придается особый смысл. Белый, синий и красный — это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине-море», «белый свет», «весна-красна», «красна-девица». Белый, синий и красный — это цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.

Послушайте стихотворение:

По проспекту Шахтеров я с улыбкой иду,

Хорошеет мой город у меня на виду.

Поднимаясь, все выше за мечтой по пятам

От убогих домишек к голубым этажам.

Город славы горняцкой, наш Прокопьевск родной,

Любим мы тебя лаской, всей открытой душой!

О каком городе я прочитала стихи? Наш город тоже имеет свой герб (показать, рассмотреть). У нашего города есть города – соседи, назовите их (Белово, Новокузнецк, Осинники, Междуреченск, Киселевск, рассмотреть на карте, показать). Все эти города объединены в одну область, как она называется? Кемеровская область тоже имеет свой флаг и герб (показать, рассмотреть).

Посмотрите на фотографии нашего города, какие места вам знакомы? (драмтеатр, дворец спорта «Снежинка», площадь Победы, площадь Шахтеров, Комсомольская площадь, вокзал, Зенковский парк и т. д.). Прокопьевск – большой и красивый город, но не всегда он был таким. На том месте, где сейчас стоит наш город, много лет назад не было ни одного дома. Стеной стояла дремучая тайга и непроходимые болота. Это было время, когда в малых реках водилась рыба, леса были полны пушного зверя и дичи. И стали в этих местах селиться люди, стали строить себе дома, начали обживать новые места. Эту территорию, стали называть поселение Прокопьево (в честь святого Прокопия).

Вскоре недалеко от поселения построили монастырь, и люди стали называть поселение – село Монастырское. А позже село переименовали в село Прокопьевское. В июне 1931 года село переименовали в город Прокопьевск.

Ребята, чем знаменит город Прокопьевск? Прокопьевск – шахтерский город, его еще называют «жемчужиной Кузбасса».

В нашем городе много шахт, у многих из вас там трудятся папы. Какие шахты есть в нашем городе? (Зенковская, Тырганская, Красногорская, Ворошилова и т. д.). Кто знает, что добывают в шахтах? Для чего нужен уголь?

Физминутка: Выше руки поднимаем, уголек мы добываем.

Приседаем и встаем – уголь на гора даем!

Исследовательская деятельность.

Задание № 1. Рассмотреть внешний вид угля, отметить цвет, блеск.

Задание № 2. Ощупать кусок угля, отметить твердость. Ударить молоточком по кусочку угля. Что с ним произошло? Подвести к выводу: уголь твердый, хрупкий.

Задание № 3. Бросить кусочек угля в стакан с водой. Почему уголь оказался на дне? Изменился ли цвет воды?

Какие же свойства имеет каменный уголь? (Уголь – черный, тяжелый, хрупкий, хорошо горит).

Блестит, как смоль, в изломах, как стекло.

Тяжелый, черный, впрямь – горючий камень!

Он мертвый камень – здесь лежал века,

Землею тяжкой сжатый в пласт огромный.

Но извлечен руками горняка,

Он запылал огнем в Кузнецких домнах!

Какие шахтерские профессии вы знаете? (слесарь, проходчик, взрывник, инженер).

Труд шахтера труден, но почетен. Лучшим шахтерам присваивают звание почетного шахтера и награждают орденами и медалями.

Послушайте пословицы:

Много угля – много тепла!

Уголь – настоящий хлеб промышленности.

Как вы понимаете эти пословицы?

В честь славного шахтерского труда названа главная улица города, как она называется? (проспект Шахтеров). В центре города есть магазин «Горняк», швейная фабрика носит название «Горнячка». А какие еще фабрики и заводы есть в нашем городе? (ПФЗ, завод «Электромашина», «Молзавод», «Хлебозавод», «Хладокомбинат», кондитерская фабрика).

В нашем городе много школ. Вот одна из них (фотография школы № 31.) Вы пойдете учиться в эту школу.

Где могут отдохнуть после работы труженики Прокопьевска? (Во Дворце культуры, Дворце спорта, в Зенковском парке и т. д.). Что нужно, чтобы наш город всегда был красивым, чистым?

Прокопьевск молодеет и хорошеет с каждым днем, потому что его жители любят свой город, следят за чистотой, озеленяют улицы, строят новые дома, разбивают скверы. (Демонстрирует фотографии.) Гордятся люди своим городом, городом-тружеником, слагают о нем песни, стихи.

Милый город, залитый огнем,

Ты шумишь, растешь без передышки.

И за каждым за твоим окном

Подрастают новые мальчишки.

Работа в тетради: Зарисовать флаг России, кемеровской области; герб Прокопьевска.

Публикации по теме:

Наша группа. Презентация В нашей группе есть традиция - оформлять стендовую выставку о жизни наших воспитанников в повседневной жизни группы. Мы вместе с напарницей.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Знакомство детей подготовительной группы с наукой Археология в процессе НОД и на познавательных вечерах. Цикл занятий
Опубликовано: 29 июля 2013 в 07:09
+43
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...