Лучший педагог года

Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области

Петрова Ольга
Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области

Тема:

«Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области».

Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Петрова О. К.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании дошкольника, в приобщении детей к родной истории, вековым культурным традициям России. Значит, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования у детей личностного отношения к семье, к родным местам. То есть, каждый из нас, проживающих в Санкт-Петербурге, должен знать историю родного края, гордиться ею, любить свою малую Родину, преумножать её богатства. Поэтому воспитанию дошкольников, на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Ленинградской области, придаю большое значение. Так как его история, традиции, культура как бы ни были отдалены во времени, близки, зримы и осязаемы, и представляют богатый материал для познания детей.

Публикация «Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области» размещена в разделах

Цель деятельности –создание целостной системы работы педагога, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы с детьми.

Реализацию данной цели осуществляется через решение следующих задач:

Помочь детям почувствовать духовную жизнь коренных народов.

Знакомство с культурным наследием предков: с предметами народной старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность.

Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)

Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта,Ю красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность. Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.

Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.

Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов быта, одежды, обуви.

Развитие связной речи детей посредствам диалогов, составлении описательных рассказов.

Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.

Ознакомление с народной декоративной росписью.

Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти своё место.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям :

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они – часть великого народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.

3. Народные праздники и традиции, Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Предмет исследования: знакомство с фольклором народов Ленинградской области.

Познавательная значимость фольклора заключается в его влиянии на всестороннее развитие ребёнка, а в особенности на приобщение к народной культуре.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям является фольклор (народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт народов Ленинградской области. Использование именно фольклора в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Методическая работа:

Изучение методической литературы по теме.

Разработать перспективный план работы с детьми по теме.

Пополнить детскую библиотеку художественной литературой по теме.

Подобрать материал для реализации проекта и развлечений по теме.

Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр по теме.

Подготовка анкет, памяток, консультаций для педагогов, родителей.

Создание развивающей среды (мини-уголка) воспроизводящего атмосферу и быт народностей Ленинградской области.

Работа с родителями:

Консультации:

«Устное народное творчество – удивительный дар прошлого»

«Народные праздники»

«Коренные народности Ленинградской области»

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребёнка»

«Фольклор, как средство патриотического воспитания».

Участие в праздниках, развлечениях.

Выставка «Народный орнамент»

Круглый стол «Быт народов Ленинградской области (посуда, одежда, обувь, обряды)

Создание мини-музея «Посуда народов Ленинградской области»

Мастер класс «Куклы наших прабабушек». Выставка.

Помощь в создании «Уголка быта народов Ленинградской области» в группе.

Работа с детьми:

Образовательная область Формы и методы работы

Социально-коммуникативное развитие Беседы с детьми

Составление творческих рассказов

Дидактические игры («Помоги гончару; «Подворье», «Собери приданое девице», Дом», «Собери бусы», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Хозяйство в деревне», «Мастера».

Викторины «Достопримечательности Ленинградской области».

Конкурс знатоков родного края.

Изготовление альбомов, буклетов, тематических папок на темы: «Загадки», «Народные игрушки», «Пословицы, поговорки, приметы», «Сказки и былины народов Ленинградской области»

Познавательное развитие Организация прогулок (вместе с родителями) по Ленинградской области, картотека наблюдений, примет.

Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Моё имя, его значение», «Символика Ленинградской области».

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, фотографий.

Речевое развитие Чтение народных сказок, былин, пословиц, поговорок, загадок.

Знакомство с творчеством писателей и поэтов Ленинградской области.

Экскурсии в библиотеку.

Художественно-эстетическое развитие Знакомство с фольклором, обычаями, праздниками, костюмами народов Ленинградской области.

Слушание фольклорных произведений.

Выставки поделок и рисунков.

Физическое развитие Разучивание народных, хороводных игр.

Знакомство с играми бабушек и дедушек.

Продукты проектной деятельности:

Альбомы «Коренные народы Ленинградской области»

Панно «Все народы в гости к нам»

Рисунки детей на темы «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живём», «Как мы отдыхаем».

Альбом «Костюмы народов Ленинградской области»

Картотека «Подвижные игры народов Ленинградской области»

Альбом «Пословицы и поговорки о семье, о дружбе»

Модели занятий, дидактические игры

Информационный материал для родителей и педагогов

Наглядные материалы и пособия знакомящие детей с народными музыкальными инструментами, песенным фольклором народов Ленинградской Области

Книжка – самоделка «Родной край»

Выставки совместного творчества детей и родителей:

Предметы народного декоративного творчества

Игрушки из глины, соломы

Куклы наших бабушек (бумажные и тряпичные куклы)

Различные детские работы, посвящённые праздникам народного календаря

Изготовление посуды, предметов быта (папье-маше)

Узоры, орнаменты народов Ленинградской области.

Ожидаемые результаты:

должен знать:

название родного края,

символику родного края;

достопримечательности Ленинградской области;

объекты живой природы

произведения поэтов, писателей Ленинградской области;

элементы народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;

Играть в народные подвижные игры.

иметь представление :

о климатических условиях Ленинградской области,

устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями Ленинградской области;

о растениях родного края, которые занесены в Красную книгу;

иметь представление о жилище народов Ленинградской области в историческом прошлом;

иметь представления о народных ремеслах, быте, праздниках, фольклоре.

Вывод:

Проводимая нами работа помогает ребёнку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, учит уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Публикации по теме:

Мини-музей для ознакомления детей с бытом и фольклором «Крестьянская изба»Мини-музей для ознакомления детей с бытом и фольклором «Крестьянская изба» Гордость нашего садика-музей. Чего в нём только нет. Русская печь,утюги,умывальник, расписная посуда,чугунки, маслобойка, этажерка,.

Фотоотчет о развлечении «Иристон — волшебная страна». Знакомство детей дошкольного возраста с осетинским фольклором»Фотоотчет о развлечении «Иристон — волшебная страна». Знакомство детей дошкольного возраста с осетинским фольклором» Танец с кувшинами. Дидактическая игра " Собери кувшин" (пазлы) Дидактическая игра "Собери чашу" (пазлы) Волшебный лис. Маленький.

Фотоотчёт. Игра-викторина с детьми и родителями «Люби свой край». 2017-год истории в Ленинградской областиФотоотчёт. Игра-викторина с детьми и родителями «Люби свой край». 2017-год истории в Ленинградской области 2017 год в Ленинградской области пройдет под знаком сохранения истории. Годом нашей истории, годом истории Ленинградской области, которая.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство детей с флагом Ростовской области» Тема: Знакомство детей с флагом Ростовской области. Цель: знакомство детей с флагом Ростовской области. Задачи: познакомить детей с флагом.

Конспект НОД «Путешествие в музеи народностей» Тема: «Путешествие в музеи народностей». Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств к Родине, к культурному наследию народностей,.

Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет Цель: Сформировать у детей интерес к книгам. Задачи: Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки». Развивать интерес к книгам и рассматриванию.

Методические рекомендации по обеспечению техники безопасности на скальных массивах Ленинградской области и республики КарелияМетодические рекомендации по обеспечению техники безопасности на скальных массивах Ленинградской области и республики Карелия Методические рекомендации по обеспечению техники безопасности на скальных массивах Ленинградской области и республики Карелии. О. А. Никитенко,.

Конспект НОД в области «Познание» в старшей группе. Знакомство детей с разными природными явлениями» Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: «Знакомство детей с разными природными явлениями» для детей старшей.

Знакомство дошкольников с народным костюмомЗнакомство дошкольников с народным костюмом Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом» Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством.

Знакомство дошкольников с символами российского государства МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Знакомство дошкольников с символами Российского государства Хосиямо Г. А. ,воспитатель МБДОУ д/с №33 «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с фольклором народностей Ленинградской области
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 16:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД