Знакомство дошкольников с культурой, бытом, традициями, праздниками англоязычных стран

Лариса Николаевна Шамьянова
Знакомство дошкольников с культурой, бытом, традициями, праздниками англоязычных стран

Обучение иностранному языку как средству межкультурной коммуникации требуют включения в содержание обучения дошкольников лингвострановедческих и страноведческих знаний, умений и навыков, необходимых для общений с носителями иностранного языка и иной культуры. В содержание обучения иностранному языку (его социо-культурный аспект) входят:

А) знание дошкольниками:

- имен собственных;

- названия страны изучаемого языка, ее расположения на карте, отдельных достопримечательностей;

- природно-климатических условий страны изучаемого языка, включая названия отдельных животных, растений, наиболее типичных для этих стран;

- государственной символики (флаг);

- отдельных фактов, относящихся к истории страны (кто открыл Америку, коренные жители Америки, имя королевы Великобритании и т. д.);

- детского фольклора (игры, песни, считалки);

Б) а также умения:

- играть в игры сверстников страны изучаемого языка;

- сравнивать обычаи, лежащие в основе празднования нового года и других праздников, дня рождения сверстников в стране изучаемого языка и своей стране;

- участвовать в различных видах деятельности, в которых нашли отражение и объяснение типичные исторические и культурные события страны (развлечения, праздники).

Начиная изучать английский язык, дошкольники знакомятся с названиями стран изучаемого языка (Америка, Великобритания, Канада, Австралия, с их месторасположением на карте мира, с национальными символами этих стран. Будет правильно, если в группах, где дети изучают иностранный язык, на глобусе или карте мире национальными флагами будут отмечены вышеназванные страны. На флаге Америки 13 горизонтальных полосок, из которых 7 – красные, 6 – белые, которые представляют собой 13 первоначальных штатов. В верхнем углу расположены 50 белых звездочек на голубом фоне: каждая звезда означает 1 штат. Флаг Великобритании официально называется флагом Объединения, т. к. на нем отражены символы трех стран (кресты трех святых покровителей, объединенных под одним монархом (Англия, Шотландия, Северная Ирландия - Уэльс не представлен на флаге, т. к. ко времени появления первого варианта флага Уэльс уже был частью Англии).

Когда дети учатся называть свое имя по-английски, им интересно узнать, а как их имя звучит на английском языке. Например, Саша – Алекс, Миша – Майк, Коля – Ник, Ира – Ирэн, Полина – Паулина, Максим – Макс и т. д. Как только дети узнают об этом, они стараются представлять себя не только по-русски, но и по-английски. Можно предложить детям дать английское имя кукольным персонажам, которые есть в группе. Герои английских и американских сказок становятся друзьями ребят. Это Вини Пух из сказки А. А. Милна «Вини Пух и все, все, все», Микки Маус из известного американского мультфильма, Хоббит из английской сказки Толкина, кукла Алиса – постоянный персонаж на английский занятиях (из сказки Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес»). В свободное от занятий время важно знакомить дошкольников с героями английских, американских сказок и детских произведений.

Знакомя детей с традиционными праздниками нашей страны, важно познакомить их и с традиционными праздниками стран изучаемого языка. В Англии и Америке это: День Матери (май, Рождество (25 декабря, День дурака (шуток, смеха, веселья – 1 апреля, Хэллоуин (31 октября, День св. Валентина (14 февраля, в Америке День Отца (июнь, День памяти – в память о погибших во всех войнах, в ноябре День Ветерана, когда в стране чествуют ветеранов Вооруженных Сил США (официальный праздник, День Благодарения (ноябрь, выражающий благодарность американцев за щедрость земли и т. д. Дошкольникам интересно будет узнать о традициях и обычаях их празднования, найти общее и различия в праздниках России, Америки и Великобритании, узнать что-то новое и интересное.

Так, например, Рождество – это самый популярный праздник в году. Он празднуется 25 декабря католической церковью и 7 января православной церковью. В 1841 г. принц Альберт ввел рождественскую елку в Великобритании, оттуда эмигранты привезли ее в США. Существует много традиций, связанных с Рождеством, но наиболее важная из них – дарение подарков. Члены семьи упаковывают свои подарки и оставляют их под елкой, чтобы они были найдены рождественским утром. На Рождество вся семья собирается на обед с большой индейкой, за которой следует рождественский пудинг (в нем прячут монеты). Перед Рождеством во многих церквях проходят службы, где поют специальные гимны. Иногда певцов можно услышать на улице, когда они собирают пожертвования. 26 декабря – тоже всеобщий праздник, День подарков. Это время навестить друзей и родственников. Первая рождественская открытка была сделана в 1842 г. английским художником, который послал такие открытки сотне своих друзей. Накануне Рождества дети вешают свои чулки так, чтобы Санта-Клаус мог поместить в них подарки, а если ребенок плохо себя вел, Санта-Клаус может положить в чулок кусочек угля.

Празднование Дня всех святых, или Хэллоуина, проходит 31 октября. Самая известная традиция – традиция переодевания. Существовало поверье, что на Хэллоуин в земной мир возвращались духи, и люди боялись, что они могут встретить духов, поэтому, когда люди выходили из дома, они надевали маски, чтобы духи их приняли за таких же духов, как они сами. Чтобы умилостивить духов и помешать им войти в дом, люди выставляют на улицу еду и зажигают свечи в тыкве. Традиция «Трик о Трит» (шутка или угощение) – это «ночь шалостей», время, когда дети стучат в двери и требуют угощения, люди переодеваются в ведьм, духов, чтобы получить угощение или деньги от нервных жильцов. Хэллоуин часто называют «ночь битья орехов или ночь поедания яблок». Семьи могут сидеть у камина и рассказывать истории, при этом кушая яблоки и орехи.

День св. Валентина. Валентин – христианский священник, был брошен в тюрьму за свое учение. 14 февраля ему отрубили голову. Ночью перед казнью он написал дочери тюремщика прощальное письмо, подписав его: «От твоего Валентина». Сегодня День св. Валентина – день влюбленных, когда мы говорим друзьям или любимым, что мы их любим. Можно послать конфеты тому, кто вам нравится, или розы, цветы любви. Большинство людей посылают «валентинки» - открытки-приветствия, названные в честь св. Валентина, писавшего записки из тюрьмы. Они могут быть сентиментальными, романтическими, искренними, смешными, дружескими. Если отправитель стесняется, они могут быть анонимными. «Валентинки» имеют форму сердца – символ любви. В школах дети делают «валентинки» для своих одноклассников и кладут их в большой почтовый ящик. 14 февраля открытки раздаются ученикам. Внутри сердца можно написать короткий стих:

Розы – красные,

Фиалки – голубые,

А сахар сладкий,

Такой же, как и ты!

Подобные «валентинки» можно сделать вместе с детьми к празднику и переслать их по почте и в детском саду.

Дошкольникам будет интересно узнать и о других праздниках, которые отмечаются только в Англии и Америке. Это, например, День Гая Фокса, который отмечается 5 ноября. Английские ребята обожают этот праздник и всегда с нетерпением ждут наступления темноты. Это вкусный праздник. Никто не остается голодным – все едят горячие сладкие каштаны и печеную картошку. Традиционное блюдо для этого дня – тянучка, toffee. Она тоже горячая, в День Гая Фокса все готовят на огне. По традиции в этот день дети мастерят чучело Гая Фокса – главного героя праздника – и выходят с ним на улицу. Ребята просят у прохожих монетки для Гая, а потом покупают на эти деньги фейерверки и зажигают их. Для изготовления чучела можно разделить ребят на группы, чтобы каждый ощутил себя творцом и проявил фантазию и творчество. Можно привлечь родителей к изготовлению чучела, которое впоследствии сжигается на фоне вечернего неба.

Thanksgiving Day – День Благодарения – традиционный американский праздник. У него очень длинная история. Около 400 лет назад в Англии жили люди, которые называли пилигримами. Английский король прогнал их из страны, они сели на корабль с красивым названием Mayflower и отправились в Америку. Нелегко пришлось пилигримам: они страдали от голода и холода. Многие болели и умирали. Но однажды им на помощь пришло племя индейцев, которое научило их всему, чему научили они своих бледнолицых братьев, чтобы не пропасть на незнакомой земле (охотиться с помощью стрел и лука, ловить сетями рыбу, сажать кукурузу и собирать урожай). Осенью урожай оказался таким богатым, что пилигримы решили устроить пир. На праздник они пригласили индейцев. А индейцы принесли свое угощение – индейку. Пилигримы еще никогда не видели индейку. В Англии в то время эта птица не водилась. Пир длился 3 дня. Люди наслаждались вкусной едой и благодарили Бога за то, что он дал им столько даров. С тех пор американцы отмечают этот праздник каждый год и называют его Днем Благодарения.

Многие из праздников имеют длинную историю, некоторые забавны, некоторые странноваты, но все они интересны и являются частью британского и американского образа жизни.

В рамках изучаемой темы «Еда. Продукты питания» важно познакомить дошкольников с пристрастиями в еде американских и английских детей. Детям будет интересно узнать, что самыми американскими блюдами считаются гамбургер и жареный картофель (fast food). Традиционным является прием пищи 3 раза в день. На завтрак (утром) и англичане, и американцы едят овсянку, тосты с мармеладом, пьют сок, йогурт, чай или кофе. Второй завтрак называется ланч (в час дня) – в основном он состоит из легкой пищи. А обед бывает в 6-7 вечера, он состоит из супа и, как правило, мясных блюд с овощами. Национальным напитком в Англии считается чай. Главный прием пищи недели – воскресный обед (в час дня, когда вся семья собирается за столом. В другое время и англичане, и американцы едят в кафе, ресторанах, школьных столовых, реже дома. Принято, что дети могут пообедать с родителями в кафе или ресторанах, т. к. алкогольные напитки там не продаются. Ножом американцы пользуются гораздо реже, чем европейцы. Яблоки едят только очищенными от кожуры, т. к. они зачастую проходят химическую обработку, прежде чем попасть на стол.

Интересной для детей будет история «Макдональдса» и Кока-Колы. В 1937 г. братья МакДональдс, Дин и Марк, открыли маленький ресторан в Калифорнии. Они подавали хотдоги и молочные коктейли, гамбургеры. В 1948г. у них появились бумажные коробочки и пакеты для гамбургеров. Больше не было официантов – стало самообслуживание. Все обходилось дешевле и быстрее. В 1960 г. компания «МакДональдс» открыла сотни ресторанов во всех штатах, а позже и в других странах, в России в том числе. Сейчас компания открывает новый ресторан каждые восемь часов.

Кока-Колу изобрел Джон Пембертон. Два его ингредиента – южноамериканский лист коки и африканский орех кола. Пембертон не мог придумать подходящее название для напитка. В итоге партнер Френк Робинс предложил название «Кока-Кола». Много лет изготовлялась только кока-кола. Новые напитки спрайт, фанта были представлены в 1960х годах. Рецепт кока-колы держат в секрете. Сегодня она продается в 195 странах. Это самая знаменитая торговая марка в мире.

Рассказывая о достопримечательностях главных городов Англии и Америки, можно рассказать детям о Музее мадам Тюссо Англии) – выставка сотен восковых фигур натуральных размеров, изображающих известных людей прошлого и настоящего; о Гайд Парке, часах Биг Бен, о двухэтажном красного цвета автобусе на улицах Лондона, о Статуе Свободы в Америке и т. д., обо всем том, что будет интересно и познавательно детям.

Неречевое поведение народов стран изучаемого языка можно использовать детям в общении друг с другом. Например, жест прощания – размахивание поднятой на уровне головы или над головой правой рукой из стороны в сторону (а не вверх-вниз, запрещающие жесты – ритмическое размахивание указательным пальцем из стороны в сторону, жест, передающий желание и готовность отвечать на заданный вопрос – поднятый указательный палец правой руки, все отлично (о’кей) – указательный и большой пальцы соединяются, образуя букву О.

Подводя итоги консультации, можно сделать следующие выводы: в содержание обучения английскому языку следует включать лингвострановедческие знания, необходимые для общения с носителями иностранного языка, иной культуры. Чтобы поддерживать интерес к изучению иностранного языка, в содержание работы можно включать:

1) знакомство с персонажами детского фольклора (стихов, песен, сказок) стран изучаемого языка;

2) на занятиях по ознакомлению с окружающим миром рассказывать о животном и растительном мире, достопримечательностях главных городов (Лондон, Вашингтон, Нью-Йорк, знакомить с традиционными праздниками стран изучаемого языка;

3) изготавливать необходимый к подобным праздникам и несложный реквизит силами детей с рассказом, зачем и для чего он нужен.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка Обучение детей- есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень преподавательского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой,.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с культурой, бытом, традициями, праздниками англоязычных стран
Опубликовано: 17 декабря 2012 в 12:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....