Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»

Марина Бакирова
Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»

Конспект занятия по грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Знакомство с буквой «Р».

Цель: 1. Знакомство с буквой «М» (заглавной и строчной).

2. Работа с предложением, закрепление правил его написания. Деление предложения на слова и составление его из слов. Графическая запись предложения.

3. Освоение способа слогового чтения.

4. Проведение звукового анализа слов.

5. Развитие способности называть слова с заданным звуком в разных частях слова.

Материал: Демонстрационный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «Р», «М», «Н» ; касса букв, звёздочки.

Раздаточный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «М», «Р», «М»; касса букв; тетради, карандаши; пособие «окошечки»; текст №3; фишки – игрушки; листы; счётные палочки.

Ход занятия

Вед: Ребята, сегодня мы с вами поиграем игру «Школа». Я буду учителем, а вы учениками. Итак, урок начинается.

Вед: Не бежит и не летает,

А попробуй, догони!

Под водою обитает,

Часто в сети попадает

И бывает золотая -

Ну-ка, в сказку загляни!

(Рыба)

Опишите, какая рыба? (Маленькая, золотая, красивая, гибкая, быстрая, вёрткая).

Давайте придумаем предложение со словом «рыба».

Вспомним, что наша речь состоит из предложений, а в предложении всегда о чём-то говорится, из предложения всегда о чём-то узнаём, т. е. оно содержит определённый смысл.

Из чего состоит предложение? (из слов).

Мы сейчас разберём предложение «Рыба плавает в пруду».

Сколько слов в предложении? (четыре).

Назовите первое слово. (Рыба).

Назовите второе слово (плавает).

Назовите третье слово (в).

Это короткое слово.

Назовите четвёртое слово (пруду).

Игра «Живые слова»

Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами. Дети составляют предложение и называют его. (Рыба плавает в пруду). Дети-слова меняются местами и называют полученное предложение (В пруду плавает рыба. Рыба в пруду плавает. Плавает рыба в пруду.).

- Слова в предложении можно менять местами и смысл его от этого не меняется.

А сейчас давайте запишем предложение. Вспомним, как пишется предложение. (Начинается с заглавной буквы, слова пишутся графически на расстоянии друг от друга. В конце ставится точка. (Один ребёнок ведёт запись на доске, дети у себя в тетради). Проверка записи у детей.

А какая любимая буква у рыбы, как вы думаете?

Чтение стихотворения?

Вова

Буква «Р». Догадались, почему? (Слово «Рыба» начинается со звука «Р» (эр).

Воспитатель знакомит детей с буквой «Р» (эр, заглавной строчной, которая означает пару звуков «р» и «рь».

А какое имя у звуков «Р», «Рь»? Имя у звуков «Р», «Рь» - «Р» (эр). Буква «Р» (эр) нужна для записи звуков «Р», «Рь».

А на что похожа буква «Р» (эр? (На человека, который поставил одну руку на талию).

А ещё на что?

Давайте попробуем превратиться в букву «Р».

Физкультминутка:

Взявшись за руки, мы встали

И положив одну руку на талию

Похожи на букву «Р» (эр) стали.

Зарядка для разрядки:

И раз, и два – засучили

И три, и четыре – руки вверх, а ноги шире.

И пять, и шесть – потянуться и присесть.

И раз, и два – закивала голова.

И три, и четыре – ноги вместе, руки шире.

И пять, и шесть – поиграли, можно сесть.

- Произнесите звуки «р» и «рь». Воздух проходит свободно или встречает преграду? Кончик языка при произношении дрожит - вибрирует. Произнести звук «р», «рь» нам помогает язык. Значит звуки «р», «рь» - согласные. Давайте произнесем, послушаем и определим, положив ладошку на горло. Какой это звук – глухой или звонкий. Правильно, звуки «р» и «рь» - звонкие согласные.

Игра «Рычит – не рычит»

Я назову животное. Если оно умеет рычать, порычи: «Р-р-р». Будь внимателен.

ТИГР, ЛЕВ, СОБАКА, КОРОВА, РЫСЬ,

ЛЕОПАРД, КРОКОДИЛ, ПАНТЕРА.

Игра «Найди звук». Звуки «Р», «Рь» можно услышать в разных частях слова. Попробуй определить, где находиться звук: в начале слова – слышится первым, с него начинается слово.

В середине слова – слышится не первым, и не последним.

Или в конце слова – слышится последним, на нём слово заканчивается.

В начале слова: Рука, Рюкзак, Ракета, Ремонт.

В середине слова: куРтка, фотогРафия, коРобка, секРет.

В конце слова: мотоР, компьютеР, самоваР, забоР.

- Давайте проведём звуковой анализ слова РОМА.

Придумайте предложение с этим словом.

Сколько слогов в слове? (два).

На какой слог падает ударение? (на первый слог).

Слово составляется из фишек.

- Замените фишки буквами.

- - Давайте проведём звуковой анализ слова РИНА.

Придумайте предложение с этим словом.

Сколько слогов в слове? (два).

На какой слог падает ударение? (на первый слог).

Слово составляется из фишек.

- Замените фишки буквами.

-А скажите что это за слова? (имена).

-Как пишутся имена? (с заглавной буквы)

- А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? (названия городов, страны, имена, клички животных).

Поиграем в интересную игру «Назови слово».

*Назовите слова с твёрдым согласным «Р». (Рама, рожки, метро, рысь)

*Назовите слова с мягким согласным «рь». (Решка, ряд, кресло, рюшка).

Вывод: Звуки «Р» и «Рь» можно услышать в разных частях слова.

Работа с буквой «Р».

Задания: *Обведите пальчиком по контуру пластмассовую букву «Р».

*Напишите её в воздухе.

*Выложите из палочек.

Игра «Определи правильно».

Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове звук «Р».

Приготовила, Лариса, Борис, суп, рис, угостил, ириска.

Чтение текста № 1. Читают все дети поочерёдно.

Итог занятия: 1. Сегодня мы познакомились с буквой «Р».

2. Буква «Р» обозначает звонкие звуки, твёрдый «Р» и мягкий «Рь».

Родителям расскажите, что нового вы узнали. Вспомните, каких героев сказок, вы знаете, в именах которых есть звук «Р», «Рь».

Работа в тетради.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе. «Основы первоначальной грамоты» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о предложении, правилах его написания и составлением из букв. 2. Продолжать учить детей читать.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Автор публикации:
Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»
Опубликовано: 16 июня 2013 в 19:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....