Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»

Марина Бакирова
Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»

Конспект занятия по грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Знакомство с буквой «Р».

Цель: 1. Знакомство с буквой «М» (заглавной и строчной).

2. Работа с предложением, закрепление правил его написания. Деление предложения на слова и составление его из слов. Графическая запись предложения.

3. Освоение способа слогового чтения.

4. Проведение звукового анализа слов.

5. Развитие способности называть слова с заданным звуком в разных частях слова.

Материал: Демонстрационный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «Р», «М», «Н» ; касса букв, звёздочки.

Раздаточный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «М», «Р», «М»; касса букв; тетради, карандаши; пособие «окошечки»; текст №3; фишки – игрушки; листы; счётные палочки.

Ход занятия

Вед: Ребята, сегодня мы с вами поиграем игру «Школа». Я буду учителем, а вы учениками. Итак, урок начинается.

Вед: Не бежит и не летает,

А попробуй, догони!

Под водою обитает,

Часто в сети попадает

И бывает золотая -

Ну-ка, в сказку загляни!

(Рыба)

Опишите, какая рыба? (Маленькая, золотая, красивая, гибкая, быстрая, вёрткая).

Давайте придумаем предложение со словом «рыба».

Вспомним, что наша речь состоит из предложений, а в предложении всегда о чём-то говорится, из предложения всегда о чём-то узнаём, т. е. оно содержит определённый смысл.

Из чего состоит предложение? (из слов).

Мы сейчас разберём предложение «Рыба плавает в пруду».

Сколько слов в предложении? (четыре).

Назовите первое слово. (Рыба).

Назовите второе слово (плавает).

Назовите третье слово (в).

Это короткое слово.

Назовите четвёртое слово (пруду).

Игра «Живые слова»

Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами. Дети составляют предложение и называют его. (Рыба плавает в пруду). Дети-слова меняются местами и называют полученное предложение (В пруду плавает рыба. Рыба в пруду плавает. Плавает рыба в пруду.).

- Слова в предложении можно менять местами и смысл его от этого не меняется.

А сейчас давайте запишем предложение. Вспомним, как пишется предложение. (Начинается с заглавной буквы, слова пишутся графически на расстоянии друг от друга. В конце ставится точка. (Один ребёнок ведёт запись на доске, дети у себя в тетради). Проверка записи у детей.

А какая любимая буква у рыбы, как вы думаете?

Чтение стихотворения?

Вова

Буква «Р». Догадались, почему? (Слово «Рыба» начинается со звука «Р» (эр).

Воспитатель знакомит детей с буквой «Р» (эр, заглавной строчной, которая означает пару звуков «р» и «рь».

А какое имя у звуков «Р», «Рь»? Имя у звуков «Р», «Рь» - «Р» (эр). Буква «Р» (эр) нужна для записи звуков «Р», «Рь».

А на что похожа буква «Р» (эр? (На человека, который поставил одну руку на талию).

А ещё на что?

Давайте попробуем превратиться в букву «Р».

Физкультминутка:

Взявшись за руки, мы встали

И положив одну руку на талию

Похожи на букву «Р» (эр) стали.

Зарядка для разрядки:

И раз, и два – засучили

И три, и четыре – руки вверх, а ноги шире.

И пять, и шесть – потянуться и присесть.

И раз, и два – закивала голова.

И три, и четыре – ноги вместе, руки шире.

И пять, и шесть – поиграли, можно сесть.

- Произнесите звуки «р» и «рь». Воздух проходит свободно или встречает преграду? Кончик языка при произношении дрожит - вибрирует. Произнести звук «р», «рь» нам помогает язык. Значит звуки «р», «рь» - согласные. Давайте произнесем, послушаем и определим, положив ладошку на горло. Какой это звук – глухой или звонкий. Правильно, звуки «р» и «рь» - звонкие согласные.

Игра «Рычит – не рычит»

Я назову животное. Если оно умеет рычать, порычи: «Р-р-р». Будь внимателен.

ТИГР, ЛЕВ, СОБАКА, КОРОВА, РЫСЬ,

ЛЕОПАРД, КРОКОДИЛ, ПАНТЕРА.

Игра «Найди звук». Звуки «Р», «Рь» можно услышать в разных частях слова. Попробуй определить, где находиться звук: в начале слова – слышится первым, с него начинается слово.

В середине слова – слышится не первым, и не последним.

Или в конце слова – слышится последним, на нём слово заканчивается.

В начале слова: Рука, Рюкзак, Ракета, Ремонт.

В середине слова: куРтка, фотогРафия, коРобка, секРет.

В конце слова: мотоР, компьютеР, самоваР, забоР.

- Давайте проведём звуковой анализ слова РОМА.

Придумайте предложение с этим словом.

Сколько слогов в слове? (два).

На какой слог падает ударение? (на первый слог).

Слово составляется из фишек.

- Замените фишки буквами.

- - Давайте проведём звуковой анализ слова РИНА.

Придумайте предложение с этим словом.

Сколько слогов в слове? (два).

На какой слог падает ударение? (на первый слог).

Слово составляется из фишек.

- Замените фишки буквами.

-А скажите что это за слова? (имена).

-Как пишутся имена? (с заглавной буквы)

- А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? (названия городов, страны, имена, клички животных).

Поиграем в интересную игру «Назови слово».

*Назовите слова с твёрдым согласным «Р». (Рама, рожки, метро, рысь)

*Назовите слова с мягким согласным «рь». (Решка, ряд, кресло, рюшка).

Вывод: Звуки «Р» и «Рь» можно услышать в разных частях слова.

Работа с буквой «Р».

Задания: *Обведите пальчиком по контуру пластмассовую букву «Р».

*Напишите её в воздухе.

*Выложите из палочек.

Игра «Определи правильно».

Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове звук «Р».

Приготовила, Лариса, Борис, суп, рис, угостил, ириска.

Чтение текста № 1. Читают все дети поочерёдно.

Итог занятия: 1. Сегодня мы познакомились с буквой «Р».

2. Буква «Р» обозначает звонкие звуки, твёрдый «Р» и мягкий «Рь».

Родителям расскажите, что нового вы узнали. Вспомните, каких героев сказок, вы знаете, в именах которых есть звук «Р», «Рь».

Работа в тетради.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе. «Основы первоначальной грамоты» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о предложении, правилах его написания и составлением из букв. 2. Продолжать учить детей читать.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Автор публикации:
Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»
Опубликовано: 16 июня 2013 в 19:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами»
Мелкая моторика – это координированные ( согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные зоны в коре...
Мастер-класс поделки для украшения территории детского сада «Веселая девочка»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами моим творчеством. Сейчас в цветочных магазинах огромное изобилие цветочных горшков, в том числе...
Фоторепортаж «Первенство по гребле на байдарках и каноэ среди юниоров до 19 лет»
Краснодар 18–21. 11. 17. Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня, 21 ноября, я побывала на Первенстве России по гребле в столице нашего края, г. Краснодаре....
Оформление ко Дню матери «Сердце из ладошек»
Доброго времени суток все, кто заглянул ко мне в гости. Приближается уже ставший одним из любимых праздник - День матери. Я уверена, что в каждом детском...
Дидактическая игра «Собери флаг»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, города, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и...