Знакомство с качествами и свойствами материалов.

Татьяна .Адамовна Волкова
Знакомство с качествами и свойствами материалов.

Детей с самого рождения окружают различные предметы, совершенно разные по своей структуре и своим качествам: мягкие, твердые, пушистые, гладкие, шершавые, упругие, тяжелые, легкие.

Знакомство со свойствами материалов я начинаю в свободной беседе, беру два предмета, совершенно разных по назначению. Спрашиваю, видят ли они предметы у меня в руках, а знают ли как они называются. Дети всегда дают положительный ответ,. Потом я бросаю предмет на пол. Спрашиваю, вы слышали, как упал этот кубик? Они отвечают, что нет. А вы слышали, как упал вот этот кубик? Они отвечают, что да. И тут мы вместе начинаем разбираться, почему же не слышно, как упал кубик, внутри которого поролон и который обшит тканью, и почему слышно, как упал пластмассовый кубик. При этом у детей развиваются тактильные, слуховые и зрительные анализаторы. Дети знакомятся с названием материала, из которого сделан предмет, это ткань, а это пластмасса. Естественно, не все запоминают такие трудные слова, которые в повседневной жизни почти не используются.

Далее идет уточнение свойств ткани и пластмассы, которые некоторые дети уже к концу младшей группы могут назвать.

Так же происходит знакомство с металлом. Дети слышат звук, с которым падает металлическая посуда и пластмассовая. Они могут сказать, что посуда из пластмассы мягкая, и тут опять идет развитие тактильных ощущений: нет, она не мягкая, твердая, гладкая, это пластмасса, и другая посудка тоже твердая, гладкая, но почему же очень хорошо слышно, когда она падает? Дети знакомятся с новым материалом, называемым обобщающим словом металл. Идет исследовательская деятельность, нужно узнать, металл это или пластмасса. Бросили на пол, услышали звонкий звук – это металл, глухой звук – пластмасса, ничего не услышали – ткань. Что же у нас в группе сделано из металла? Из пластмассы? из ткани? И тут рассматриваются предметы, которые используют каждый день, Это мебель. Из чего же сделана мебель. Материал, из которого сделана мебель в группе, условно называем – дерево. Оно тоже твердое, тоже издает звук, давайте постучим, послушаем, по дереву, а теперь постучим, послушаем, по металлу, Дети уже на слух определяют разницу в звучании металлических и деревянных предметов, если затрудняются назвать предмет после тактильного обследования, так же и с пластмассовыми и мягкими игрушками. А очень многие мягкие игрушки сделаны из меха, и дети знакомятся с еще одним материалом, который имеет такие же свойства как и ткань, но еще и пушистые – это мех. Совсем не слышно как падает мягкий пушистый зайчик. Для закрепления результата можно использовать игры,

основная цель которых развитие у детей взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильно-слуховых ощущений

.

«Послушай и скажи, что упало?»

игра проводится как в подгруппах, так и индивидуально, как организованно, так и в процессе режимных моментов.

«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребенку предлагают поместить руку под платок и на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: пластмассовый кубик, тканевый, маленькая мягкая игрушка, деревянный кирпичик, пластмассовая ложка, металлическая ложка, металлическая тарелка, пластмассовая чашка.

Аналогично проводится игра «Чего не стало?» - в которой идет согласование существительного с прилагательным по родам и числам: металлическая чашка, металлический нож, пластмассовый мяч, пластмассовые мячи, мягкая игрушка, мягкие игрушки и т. д

Игра "Что лишнее?" на развитие внимания, закрепление названия материала.

Знакомство с качествами и свойствами предметов происходит и в непосредственной организованной деятельности на таких занятиях, как «Посуда». «Мебель» «Игрушки» и др.

Публикации по теме:

Мы любим играть с конструктором.Мы любим играть с конструктором. У нас в группе накопилось много конструктора: что - то покупали на деньги, выделенные на игрушки, что - то приносили родители и дети, и.

Занятие по предметному окружению: «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла» Конспект занятия по предметному окружению" Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла" Цель: Ознакомление со свойствами и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство с качествами и свойствами материалов.
Опубликовано: 18 июля 2012 в 09:49
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...