МААМ-картинки

Проект «Знакомство с коренными народами среднего Приангарья»

Марина Ивакина
Проект «Знакомство с коренными народами среднего Приангарья»

Знакомство с коренными народами среднего Приангарья с давних времен до этапа строительства Братской ГЭС.

«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»

В. Г. Белинский.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

Публикация «Проект „Знакомство с коренными народами среднего Приангарья“» размещена в разделах

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Как научить детей любить не придуманную нами Россию, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

Академик Д. Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати – поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

Н. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего и настоящего. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Музей – важное средство преобразования культурного опыта в личный опыт обучающегося. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что музей и музейная среда являются важными средствами, обеспечивающими образование, досуг, релаксацию, социализацию посетителя…».

Приобщение детей к национальному и культурному наследию коренных народов Сибири нужно начинать со старшего дошкольного возраста.

В начале работы над проектом столкнулись с такими трудностями: дети имели разрозненные и недостаточные знания о коренных народах, населяющих среднее Приангарье, в основном эти знания связаны с их принадлежностью к русскому народу, как к основному населению России; знания о других народах Приангарья (эвенках, бурятах) были очень минимальны и поверхностны; дети не имели представлений о имеющихся в городе музеях, большинство детей затруднялись в ответе на вопрос: «Что такое музей?»; дети терялись в новой обстановке, затруднялись ответить на вопрос, просьбу, не всегда слышали и слушали взрослого, вступали в разговор; не имели четкого представления о своем городе, родном крае, стране.

Цель работы с детьми 5-7 лет; знакомство с коренными народами среднего Приангарья с давних времен до этапа строительства Братской ГЭС на музейном материале.

Основные задачи:

1. Познакомить детей с коренными народами среднего Приангарья : их жилищем, традициями, одеждой, орудиями труда, культурой.

2. Расширить знания детей о музеях города, поведении в них.

3. Воспитывать у детей желание познавать свою историю, традиции, культуру, любовь к своей малой родине.

4. Воспитывать уважение к своим землякам, прославивших город, людям труда; гордости за свой народ, его свершения.

В ходе работы над темой была проанализирована специальная литература: педагогическая, психологическая, краеведческие материалы.

Основной из первых задач, поставленных мною, было создание предметно – развивающей среды в группе.

В группе создан мини – музей «Русский быт», в который изготовлена новая мебель и который постоянно пополняется новыми экспонатами.

Музей позволяет приобщать детей к музейной культуре. При наличии мини – музея в группе легче мотивировать сбор и поиск детьми предметов для пополнения экспонатов, коллекций, который является для детей естественной средой, обеспечивающий условия для активной познавательной деятельности. Все предметы в мини – музее доступны детям, играя с ними ребенок может по – настоящему окунуться в историю вещей, узнать о их происхождении и назначении.

• В группе выделен и оформлен уголок коллекционера, в котором представляются групповые коллекции: «Киндер – игрушки», «Ракушки», «Яйца», «Самолеты», «Птички – самоделки» и др.

Собраны коллекции марок с разной тематикой; значков разной тематики; старых новогодних открыток и календарей; фантиков.

• Разработаны, подобраны, систематизированы разнообразные картотечные материалы. Оформлены картотеки по темам: «Детский фольклор» (потешки, считалки, небылицы); «Бурятские народные, подвижные игры»; «Дидактические игры с музейным содержанием».

• Изготовлены дидактические игры, часть из которых являются авторскими: «Колодец времени», «Чей предмет?», «Кубик – исторический рубик», режиссерская игра «Русская изба».

В рамках исследуемой темы, были использованы различные формы организации педагогической деятельности с детьми:

1. Экскурсии, посещение краеведческих музеев, выставок:

- музей «Ангарская деревня» : «Знакомство с экологической тропой», «Знакомство с башней Братского острога»;

- музей истории города Братска: «Наймушин – начальник строительства Братской ГЭС»;

- дом – музей Рябикова: «Коренные народы среднего Приангарья (буряты, эвенки)», «История новогодней игрушки»;

- передвижки: «Корзинки и корзиночки», С. М. Арбатский «Народно – прикладное творчество»;

- мини – музей группы: «Святыни русского дома».

2. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми: «Охота – основное занятие коренного населения», «Русские крестьяне, их труд и орудия», «Первооткрыватели земли сибирской», «Братский острог и острожная деревня», «Традиции бурятского народа», «Такие разные дома», «Народные обычаи по русским, бурятским и эвенкийским сказкам».

3. Праздники: организация праздников в музее, таких как «Ярмарка» в музее «Ангарская деревня», где происходит знакомство с традициями, обычаями; «Колядки», «Широкая масленица».

4. Ситуативные разговоры и познавательные беседы: «О жизни эвенков», «Правила поведения в музее», «Кто такой экскурсовод?», «Что такое коллекция?», «Какие бывают коллекции?».

5. Дидактические игры и упражнения: «Назови профессию» (крестьянскую, «Чья шишка?», «Объяснялки», «Чей предмет?», «Колодец времени», «Самоопределение».

6. Творческая продуктивная и игровая деятельность: рисование правила поведения в музее, лепка башни Братского острога, изготовление поделок к празднику «Ярмарка», изготовление ярилы к празднику «Широкая масленица», игра «Жизнь в русской семье», игра – соревнование «Охотники», бурятские подвижные игры: «Рукавицу гнать», «Верблюд и верблюжонок», «Белое дерево», творческие этюды под национальную бурятскую музыку: «Покажи верблюда, лошадь, медведя».

7. Интегрированные занятия: «Путешествие в прошлое Братска», совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по реализации программы развития, «Частушка, песня, сказка», совместно с музыкальным руководителем.

8. Подготовка и проведение компьютерных презентаций: «Новогодние праздники», «Рождество Христово», «Строительство Братской ГЭС».

9. Организация детской проектной деятельности : «Что такое домашний очаг, народные блюда, составление и оформление рисунками детских рассказов.

10. Совместная деятельность педагога с детьми: изготовление поделок к праздникам, составление коллекции, рассказ о своей коллекции.

11. Работа с детьми в мини – музее группы и выставки коллекции в уголке коллекционирования: экскурсии «Святыни русского дома», «Мы – экскурсоводы»; игра «Жизнь в русской семье»; выставки: коллекции марок, значков, мелких игрушек – киндеров, сибирских птичек – самоделок.

12. Компьютерные игры: «Первостроители Братска», «В гостях у елочки».

В своей работе использовала современные педагогические технологии:

• Личностно – ориентированная: предлагала детям задания, соответствующие степени освоения ими материала, подбирала разные по сложности вопросы, роли предлагала в соответствии с их индивидуальными особенностями.

• Социо – игровая: на занятиях предлагала детям деление по названиям крестьянских профессий, сибирских растений, по желанию и другие.

Технологии здоровьесбережения: использовала физминутки на познавательных занятиях; творческие этюды: «Имитация движений животных», «Этапы развития цветка», «Действия с орудиями труда»; психогимнастика: «Пожелания», «Скажи приятное»; гимнастика для глаз: «Мячики»; игра – соревнование «Охотники».

• Этно – культурная: проведение детьми экскурсий в мини- музее группы: игра «Жизнь в русской семье», «Святыни русского дома», «Мы – экскурсоводы».

Проектная : разработан проект «Что такое домашний очаг (печь, народные блюда, в котором дети знакомятся с национальной кухней народов Сибири, выбирает понравившиеся из них, рисуют рисунки, придумывают рассказы к ним.

Работая над темой, сотрудничала с родителями. В начале года, на родительском собрании познакомила с программой «Экспериментальной площадки», с мини – музеем группы ДОУ. Считаю, что взаимодействие детей с родителями по данному вопросу, способствует бережному отношению к традициям, обычаям, овладению историческими познаниями.

На протяжении всего периода предлагалось:

Познакомиться с консультационным материалом «Воспитываем коллекционеров», «Что можно рассказать о бурятах?».

Давала домашние задания: подготовить рассказ о Братском остроге и острожной деревни; подобрать пословицы и поговорки о труде, работе; составить вместе с детьми небольшие рассказы о животных, нарисовать рисунки, подобрать стихи, загадки, сказки о животных; изготовить орудие охоты.

Привлекала к организации выставки из даров природы: «Огородная фантазия», совместно оформила фотовыставку и тематический альбом.

Привлекала к оказанию помощи по сбору коллекций: ракушек, киндер – игрушек, значков, марок, новогодних открыток, фантиков.

• Участвовали в изготовлении поделок к празднику «Ярмарка», коллекционных птичек.

• Привлекала к участию в проектной деятельности : проект «Что такое домашний очаг, народные блюда, где совместно с детьми надо было: выбрать национальное блюдо, нарисовать рисунки, составить рассказ о блюде; составление и оформление тематического альбома: «Народные блюда».

• Посещение выставки братского коллекционера С. М. Арбатского.

Наблюдения за детьми в процессе обучения показали, что в результате проделанной работы отмечается продвижения детей:

• Память стала более устойчивой, дети стали легко запоминать экскурсионный и познавательный материал.

• Более развито творческое воображение, дети могут представить то, о чем рассказывает взрослый.

• Дети имеют более развитое мышление, задают вопросы, направленные на получение знаний: почему, зачем, для чего, откуда, когда, куда?

Улучшилось внимание: дети могут внимательно прослушать рассказ, внести исправления или дополнить его.

• Вопросы детей – показатель развития мышления (дети еще задают вопросы, направленные на получение знаний).

• Повысился самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям (дети стали способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края).

• Стали чтить традиции и обычаи предков.

• Высказывают предположения, у детей расширились знания о музее, их названиях и местонахождении.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что исследуемая тема всегда будет актуальна для изучения детьми старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии .

Формирование мелкой моторики как основного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста Мелкая моторика и её значение в жизни человека:Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Фотоотчёт о закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015»Фотоотчёт о закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015» На закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015», который проводился на базе нашего детского.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Знакомство со стилем Хохлома» Цель: • воспитание интереса к народным промыслам; • знакомство со стилем Хохлома. Для занятия воспитатель готовит в группе мини - выставку.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект занятия по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью третьего этапа обучения Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: Ориентировка на плоскости. Сравнение и уравнивание двух групп множеств.

Методика проведения рефлексивно-оценочного этапа мастер-класса «Ученый кот» Авторы: Дортанс М. В. Баклыкова С. В. На листе ватмана рисуем макет дерева с ветками, но без листьев. Листья вырезаем отдельно.

Положение о проведении муниципального этапа конкурса «Воспитатель года России-2016» УТВЕРЖДЁНО Приказом № 6 от 05.02.2016г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2016.

Познавательный проект для детей среднего возраста «В мире птиц. Знакомство с филином» Познавательный проект для детей среднего возраста «В мире птиц – знакомство с филином» Цель проекта 1. Активизировать самостоятельную познавательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с коренными народами среднего Приангарья»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 13:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД