Папки-передвижки

Знакомство с родным городом как одно из направлений патриотического воспитания дошкольников

Елена Потольская
Знакомство с родным городом как одно из направлений патриотического воспитания дошкольников

Наш город из бетона и стекла.

Из жестких зим и ласкового лета.

А в городе не встретишь ты угла

Без милых глаз и доброго привета.

Андрей и Роман Уваровы

В современном российском образовании особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Столетиями эта тема обсуждалась философами, писателями, историками и педагогами. Может даже показаться, что она исчерпана: разве можем мы описать наши чувства к Родине так, как это делали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и многие другие великие русские писатели, посвятившие свою жизнь служению Отчизне? Так как же научить детей любить свою страну? Как воспитать настоящих патриотов?

Публикация «Знакомство с родным городом как одно из направлений патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Обычно перед тем, как выбрать методы и формы работы с обучающимися и воспитанниками, педагог определяет возрастную категорию, с которой ему предстоит работать. Многолетняя работа по патриотическому воспитанию дошкольников, которая в обязательном порядке включает и работу с родителями, позволяет сделать вывод о том, что для любой возрастной категории достоверно утверждение: любовью к Родине можно поделиться. Только педагог, всей душой любящий свою страну, может воспитывать настоящих патриотов. Дети чувствуют неискренность, они не воспринимают слова, которые были просто вычитаны в умных книжках и не были пропущены через себя. В таких умных книгах педагог должен черпать идеи, мысли, а применять в работе с детьми надо только то, во что он сам действительно верит.

Любовь к Родине начинается с любви к тому уголку нашей необъятной России, в котором ты родился, провел детство. К сожалению, уровень знаний истории родного края у взрослого населения нашего города чрезвычайно низок. Зачастую по пути домой мы каждый день проходим мимо зданий, построенных в XIXв, мы даже можем иметь представление о том, что это памятник истории и архитектуры, но что конкретно располагалось в этом здании изначально, мы затруднимся ответить. А ведь как говорил Л. Н. Толстой «страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев — обречена на вымирание». Радует тот факт, что в связи с изменениями, происходящими в российском образовании в настоящее время, наши дети знают о родном городе гораздо больше нас. Так первоклассник, узнав в школе о том, что за зданием нынешнего Центра Молодежных Инициатив, бывшего кинотеатра «Октябрь» есть развалины крепости, которой изначально являлся Старый Оскол, убеждает родителей отправиться на их поиски. В воскресный день вся семья идет на прогулку по улице Ленина и взрослые заново открывают для себя город.

С воспитанниками дошкольных образовательных учреждений изучать Россию можно каждый день во время прогулки. Какие деревья и растения есть у нас на участке, какие птицы летают летом и зимой и почему, на каких деревьях листья краснеют, а на каких желтеют осенью, какие деревья и цветы первыми радуют нас весной – бесконечное количество вопросов, безграничное поле для наблюдения, познания маленькими россиянами свой страны. Через эти знания приходит принятие и осознание себя частью великой страны, такой большой и разной, такой любимой и родной. Позже в группе обсуждение увиденного на прогулке подкрепляется созданием рисунков, поделок. Не всегда дошкольники могут найти нужные слова для описания своих эмоций, но они могут подобрать краски.

В 2011 году издательством редакции газеты «Оскольский край» была выпущена замечательная книга «Старый Оскол: полет над малой Родиной». Она была подготовлена на основе фотосъемки, осуществленной во время облета руководством Старооскольского городского округа территории округа и района. Эта книга натолкнула нас на мысль о создании презентации «Полет над родным городом». Вместе с детьми делаем самолет из мягких игровых модулей и отправляемся в полет, «исследуем родной город из кабины самолета». Такой вид деятельности позволяет показать воспитанникам, из каких частей состоит Старый Оскол, познакомиться с его главными достопримечательностями. Ребята бывают в восторге, когда видят на фотографиях свой микрорайон, дом и родной двор. Просмотр фотографий сопровождается бурным обсуждением. На следующем этапе работы воспитанники показывают свои фотографии, сделанные возле дома, на игровой площадке. В ходе беседы мы выясняем, что детям нравится в родном дворе, что хотелось бы изменить, как это можно сделать. Такие занятия мотивируют родителей вместе с детьми выходить во двор и ремонтировать лавочки, сажать цветы. И это есть истинный патриотизм : забота о родном доме, малые дела на пользу родному краю. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом [1, с. 45]. Таким образом, при грамотном руководстве педагоги имеют возможность эффективно влиять на формирование духовных и нравственных ценностей дошкольников, используя цифровые ресурсы [2, с. 213].

Беседы с детьми о Старом Осколе будут неполными, если они не сопровождаются чтением стихотворений о любимом городе.

Труженик и воин,

Стойкий, как и прежде,

Пусть на карте мира не заметен ты,

Но для нас – великий,

Радость и надежда,

По тебе сверяем мы свои мечты [3, с. 39].

И пусть пока еще не все слова понятны дошкольникам в полной мере. Стихотворения помогают им почувствовать привязанность к родной земле.

Так как основные промышленные отрасли Старооскольского городского округа – это черная металлургия, горнорудная, машиностроение и металлообработка [4, с. 3], знакомство с полезными ископаемыми родного края просто необходимо. Небольшая коллекция минералов, образцов руд и железистых кварцитов, которые можно не только увидеть, но и подержать в руках, может быть хорошим подспорьем.

Залогом успешной работы по воспитанию патриотов является наличие педагога-патриота. В Старом Осколе безграничное количество возможностей для педагогов по черпанию идей для работы по патриотическому воспитанию : надо просто быть активным, внимательным и наблюдательным.

Литература

1. Белинский, В. Г. Сочинения : в 4 т. / В. Г. Белинский. - Спб, 1996. – Т. 2 – 45с.

2. Замостьянов А. А. Борьба за идеалы//Народное образование. – 2005. - №7. – 213с.

3. Любимый край – источник вдохновения: альбом с творческими работами жителей Старооскольского городского округа. – Старый Оскол, 2015. – 39с.

4. Шишкин П. Е., Вербкин В. А., Воронов В. А. Старый Оскол: полет над малой Родиной. – Старый Оскол: Изд-во редакции газеты «Оскольский край», 2011. - 3с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с родным городом» Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Фотоотчет «Знакомство с родным городом»Фотоотчет «Знакомство с родным городом» Мы живем в небольшом городе Моздок, который находится в Северной Осетии. В этом году, нашему городу исполняется 255 лет! Несмотря на то,.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Стенгазета как одно из направлений работы с родителямиСтенгазета как одно из направлений работы с родителями Одна из главных задач воспитателя – создать хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников. Поэтому, одним из направлений в работе с.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с родным городом как одно из направлений патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2020 в 12:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД