МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]»

Наталья Кондрукова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]»

Знакомство со звуком Й.

Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика.

Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности детей.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:

• развитие слухового внимания: определение места звука в слове;

• развитие грамматического строя речи: закрепить умение детей образовывать существительные родительного падежа, единственного числа;

• развитие грамматического строя речи: упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения;

Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Й]“» размещена в разделах

• формировать умение давать характеристику звуку «Й» по предложенной схеме;

• обогащать активный словарь детей, уточнить их значение: «йог», «йод», «шайба»;

• закреплять умение отвечать на вопросы.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

• развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

• развивать способность к классификации;

• развивать психические процессы: память, логику, внимание, восприятие;

• совершенствовать познавательные умения: замечать недочёты, исправлять их.

Социально-коммуникативное развитие:

• совершенствовать игровые навыки детей;

• формировать интерес к общению между взрослыми и детьми;

• воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

• способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.

Физическое развитие:

• развивать мелкую моторику, координацию движений;

• Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.

Предпосылки УУД:

личностные – умение сохранять заданную цель;

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира;

регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение контролировать свою деятельность по результату.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Игры со звуком «Й», схема для характеристики звука, мяч, символы для характеристики звука.

Используемое оборудование для детей: зеркала для каждого ребёнка, картинки с предметами, в названиях которых есть звук «Й», фишки.

Вводная часть (мотивационный этап, 5 мин

Цель этапа: привлечь внимание детей к образовательной деятельности.

Логопед: Ребята, я хотела познакомить вас сегодня с новым удивительным звуком, который сам очень необычен, да ещё знает много интересных игр для детей. Но он потерялся среди загадок. Что же делать, подскажите?

А вы умеете отгадывать загадки? Тогда давайте скорее отгадывать, и может быть, звук найдётся!

1 загадка:

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Слайд №1

2 загадка.

Злой и страшный на лицо,

Смерть запрятал он в яйцо,

В Царстве золотых вещей

Кто живет? - Живет.

(Кощей Бессмертный) Слайд №2

3 загадка:

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут -

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик - всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка) Слайд №3

4 загадка:

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка (попугай) Слайд №4

5 загадка

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей) Слайд №5

6 загадкаКто, валяясь на кушетке,

Целый день лежит в тени;

Любит мятные конфетки,

Избегает беготни?

Кто налить себе не может

В чашечку горячий чай…

Ну-ка быстренько ребятки

Назовите, кто?. (Лентяй) Слайд №6

7 загадка

По асфальту идет дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может. (Троллейбус) Слайд №7

Логопед:

Молодцы, ребята, вспомните, о каких предметах были загадки?

Слайд № 8. Предметы отгадки появляются в ряд.

Логопед: Кто догадался, о каком звуке сегодня мы будем говорить?

Логопед: Это очень интересный звук. Он приготовил для вас много игр. Хотите узнать о нем больше? Что нам нужно делать, чтобы о нём всё узнать?

Основная часть, (23 мин.)

Цель: познакомить детей со звуком Й. Цель: выполнить задания

Слайд № 9. Появляется схема звука.

Логопед: Я предлагаю вам взять зеркала и посмотреть на свой язычок, когда он произносит звук Й.

Логопед: При произнесении звука Й

- Где находится язык?

- Зубы при этом?

- Губы?

-Как работает воздушная струя? Дети рассматривают схему положения языка при произношении звука Й.

Смотрят в индивидуальные зеркала, сравнивают и отвечают на вопросы логопеда.

Предполагаемые ответы детей.

- язык глубоко во рту

- зубы сближены

-губы в улыбке

Логопед: Можно ли пропеть этот звук? Давайте возьмем в руки воображаемый клубочек.

Логопед: А теперь проговорим и послушаем звук Й с закрытыми ушами.

Логопед: Что мы с вами можем сказать сейчас о звуке Й, когда мы посмотрели, как он произносится, послушали его.

Логопед: если сравнить его с «И», который можно тянуть долго, т. к. он гласный, то Й произносится коротко, словно толчок. Этот звук называют еще И-кратким.

Дети выполняют инструкцию логопеда, пробуют пропеть с воображаемым клубочком.

Дети закрывают уши руками и проговаривают звук.

Предполагаемые ответы детей.

Звук Й – согласный, т. к. его нельзя пропеть, звонкий (гудит в ушах).

Логопед: Хотите послушать сказку о звуке Й?

«Жил был звук Й. Было ему одному скучно и решил он найти себе друзей. Пошел он в красный замок.

Слайд № 10. Появляется красный замок.

- Кто живет у нас в красном замке?

Постучался он к ним. Открыли ему звуковки дверь и спрашивают его:

- А умеешь ли ты петь. Мы все певуньи, всегда поем.

-Нет, - отвечает звук Й.

- Тогда мы не можем тебя взять к себе жить.

Пошел тогда звук Й к синему замку.

Слайд №11. Появляется синий замок.

- Кто живет в этом замке?

Они спрашивают:

- Ты можешь говорить громко и твердо?

-Нет, - отвечает звук Й.

И твердые звуки тоже не взяли его к себе жить.

Вздохнул звук Й и отправился к зеленому замку.

Слайд №12. Появляется зелёный замок.

- А кто живет в этом замке?

Объяснил он этим звукам, что нигде его не принимали т. к. он не умеет петь и говорить громко и твердо.

И мягкие согласные звуки с радостью приняли его в свой замок.

Так он стал жить поживать в этом зеленом замке.

- Где же нашел себе друзей звук Й?

Рассматривают изображения замков - гласных звуков (красный)

- согласных твердых звуков (синий замок)

- согласных мягких звуков (зеленый замок)

Фронтальная работа с организацией взаимопроверки

Цель: закрепить умение давать характеристику звуку, формирование навыков взаимопроверки Цель: выполнить задание

- Кто из вас может выйти и дать полную характеристику звуку Й по схеме? (Приложение 1)

- Подумайте, какой символ подойдет к характеристике этого звука?

- А один самый смелый подойдет и выберет этот символ на доске.

(Приложение 2)

Один ребенок выходит к схеме и дает характеристику звуку.

Дети по желанию дают характеристику по схеме. (2-3 человека)

Ребенок выбирает нужный символ (мальчик в зеленой рубашке с колокольчиком.)

Дети осуществляет взаимопроверку, исправляют ошибки

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие логического мышления Цель: выполнить упражнение

Логопед: Ребята, звук Й хочет с вами поиграть.

Игра называется «Поймай звук»

Нужно хлопнуть в ладоши, когда будет звучать звук Й.

Логопед произносит отдельные звуки:

м, н, о, й, к,с,а,и, й

Слайд №13. На экране картинки, в названиях некоторых предметов находится звук Й.

картинки: йог, попугай, йогурт, машина, кот, сойка, чай, мяч, чайка, копейка, йод.

Логопед: подарите звуку й предметы, в названиях которых есть звук Й, отправь в корзину.

Дети слушают инструкцию к выполнению игры.

Дети выполняют упражнение

(хлопают, когда услышат звук Й)

Дети распределяют предметы на интерактивной доске

Игра «Где звук живет» задание дифференцированного характера

Цель: развитие фонематического слуха. Цель: выполнить упражнение, проверить правильность выполнения

Логопед: Звук Й может жить в начале, в середине и в конце слова. Попробуем определить место звука в словах. (Приложение 3)

У каждого из вас на столе картинка с изображением предмета со звуком Й. Определите его место в слове, выберите нужную схему. (Приложение 4)

1 уровень сложности: каравай, сарай, чай, клей,

2 уровень сложности: балалайка, лейка, чайка, сойка, гайка, яйцо, йогурт, йог, йод

(Детям легче выделить согласный звук в конце слова)

- Раз, два, три - к своей схеме подойди.

Проверьте друг друга, все ли правильно подошли к своей схеме.

Дети по своим картинкам определяют место звука в слове, подходят к столу с нужной схемой.

Игра «Кого не стало?»

Цель: закреплять умение детей образовывать существительные родительного падежа, единственного числа, зрительной и слуховой памяти Цель: выполнить упражнение

Логопед: вспомните, в каких словах - загадках спрятался звук Й. Посмотрите, кого не стало.

Слайд 14.

Дюймовочка, Кощей, Лентяй, Незнайка, воробей, попугай (нет – троллейбуса);

Слайд 15.

Дюймовочка, Кощей, Лентяй, воробей, попугай, троллейбус (нет – Незнайки);

Слайд 16.

Дюймовочка, Кощей, воробей, попугай, троллейбус, Незнайка (нет – Лентяя);

Слайд 17.

Кощей, Лентяй, попугай, троллейбус, Незнайка (нет – Дюймовочки и воробья).

Дети определяют, кого не стало, образовывают новые слова

Физкультминутка

Цель: переключение на двигательную деятельность, снятие эмоционального напряжения

Вправо-влево головой

Руки вверх! Перед собой

Топни правою ногой

Вправо шаг. На месте стой.

Топни левою ногой

Влево шаг. На месте стой. Выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Измени слово»

Цель: упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения

Следующая игра «Измени слово» (с мячом) в кругу.

Звук Й очень любит командовать, давайте поучимся у него. Измените слово так, чтобы получилась команда. Например: «дать» - «дай».

Петь – пой, играть – играй, стоять – стой,

ломать – ломай, ругать – ругай, жевать - жуй, дуть – дуй, надеть – надевай, выть – вой, пить – пей.

Дети ловят мяч, образовывают новые слова

Игра «Положи столько же»

Цель: развитие фонематического слуха

Послушайте стихотворение. Выложите столько же фишек, сколько раз вы услышите звук Й.

Будьте внимательны.

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи.

Посчитайте свои фишки. Сколько звуков Й вы услышали? У кого получилось 6 фишек, тот может собой гордиться!

Звуку Й очень понравилось с вами играть, вы не сделали ни одной ошибки.

Молодцы!

Берут в руку 10 фишек, слушают.

Выкладывают по одной фишке, на каждый прозвучавший звук Й, на стол.

Считают сколько фишек.

Ответы детей.

Игра «Третий лишний» задание дифференцированного характера

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, логического мышления Цель: найти лишнюю картинку

И последнюю игру предлагает вам Й.

Какое слово здесь лишнее и почему?

Слайд № 18

Картинки: майка, чайник, лиса (лишнее – без звука Й)

Слайд № 19

Картинки: трамвай, воробей, йод (лишнее – по местоположению звука в слове)

Слайд № 20.

Картинки: попугай, воробей, хоккей (лишнее – по классификации предмета)

Этап 3. Заключительный (2 мин.)

Цель: подвести итоги деятельности, рефлексия Цель: получить положительную оценку своей деятельности

Звук Й благодарит вас за ваш интерес к нему, ему очень понравилось с вами играть.

Что вы о нем узнали?

Какой это звук?

В какие игры вам сегодня понравилось играть? Что было сложно?

Логопед предлагает детям посмотреть мультфильм о звуке Й (серия мультфильмов «Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой»)

Информационные ресурсы:

Картинки в свободном доступе на сайте images.yandex.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа) Тема: «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа). Цели: 1. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного.

Конспект НОД по ЗКР в средней группе «Знакомство со звуком [ж]» Конспект НОД по ЗКР в средней группе «Знакомство со звуком Ж» Программные задачи: Закреплять правильное произношение звука Ж, в словах,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Знакомство со звуком [х]» Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдем в гости. И не просто в гости, а на день рождения. А к кому, вы сейчас узнаете.

Конспект занятия учителя-логопеда «Знакомство со звуком и буквой Э» План - конспект занятия Тема: «Звук и буква Э» «Путешествие в страну звуков» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Э Задачи: 1. Закреплять.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой Д, со звуком [Д]» Цель:познакомить детей с буквой и звуком "Д". Задачи:1-учить запоминать буквы "А,Б,В,Г" 2-слышать звук"д",выделять его из слова дятел,определить.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Л]» Тема: Знакомство со звуком «Л»Цель: сформировать правильное произношение звука «Л» у дошкольников. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные.

Конспект по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Ш] и буквой Ш» Обучение грамоте ТЕМА: «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш» Цель: Познакомить детей с согласным звуком (ш) и буквой Ш. Продолжать учить.

План-конспект занятия по грамоте для детей 4–5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» План-конспект занятия по грамоте Для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» Тема недели: «Праздник смелых людей».

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]» Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе) Цель: Закрепление правильного произношения звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]»
Опубликовано: 29 марта 2017 в 13:27
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД