Марина Ивановна Рыжкова
Зонирование младшей группы
Цель паспортизации группы:
Проанализировать состояние группы, её готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по проведению в группе образовательного процесса.
Уголок сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Публикация «Зонирование младшей группы» размещена в разделах
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», "Магазин",Парикмахерская», «Больница», «Водители»; куклы; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины; телефон, ведёрки, утюг; кукольные коляски.
Основной вид деятельности малышей – игровой. В игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Уголок ряжения
Задачи: стимулировать сюжетно-ролевые игры, формировать коммуникативные навыки в игре, развивать подражательность и творческие способности.
Обородование: зеркало, костюмы повара, пилота и продавца.
Уголок физической культуры.
Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия, укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы: коврики, дорожки массажные, мячь; скакалка; кегли; дуга; городки; гольф; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Уголок изобразительно-художественного творчества.
Задачи: развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы восковых карандашей; гуашь; цветные восковые мелки; кисточки; баночки для промывания кисти; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; печатки; салфетки, цветная бумага, цветной картон, книжки-раскраски и т. п.
Музыкально–театральный уголок.
Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы: Бубен, театр настольный, магнитные театры.
Книжный уголок.
Задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
Уголок строительных игр.
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости – гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома.
Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули;
Уголок природы
Задачи: экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: Календарь природы; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; природный и бросовый материал.
Уголок экспериментирования
В его задачи входит развитие базовых естественнонаучных представлений малышей, а также формирование навыков наблюдательности, активного познания. Если он оформлен правильно, то детки в младшей группе станут еще более любознательными, научатся мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, поймут, как комплексно обследовать любой предмет.
Оборудование: Защитные чепчики и фартуки, лупы, одноразовые пипетки, стаканчики,ложечки, тарелочки, трубочки, воронки, пинцеты, крупы, бросовый материал, пищевые красители, сода, лимонная кислота, макет вулкана, пробки.
Познавательный уголок.
Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Оборудование и материалы: мозаика, пазлы, различные игры-вкладыши, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры; Досочки Сегена, комплект геометрических фигур. Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
Уголок патриотического воспитания
Задачи: формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, городу, стране; формировать представление о России как о родной стране, о Москве- как о столице России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;-воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;-воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес.
Оборудование и материалы: государственная символика: флаг, герб, гимн. Матрешка, книги «наша Родина –Россия» и «Детские частушки, шутки, прибаутки»,флаг и герб Сахалинской области и Южных Курил.
Для развития малышей важно изменение (трансформация) предметно-пространственной среды, добавление новых элементов примерно раз в 2-3 месяца. Пространство группы варьируется за счёт использования ширм, конструкций из крупных модулей, подвесных пологов, качелей комбинирования столов и стульев, в зависимости от образовательных и развивающих задач.
При этом важно сохранять неизменными привычные, важные для малышей места, связанные с режимными моментами (место для одевания и раздевания, место для горшков и для мытья рук, место для принятия пищи и для сна) и места расположения любимых игрушек.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что современная развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.