Папки-передвижки

Звук [й], буква й.

Наталья Яльцова
Звук [й], буква й.

Звук (й, буква й.

Цель: автоматизация звука [й].

Задачи: учить определять позицию звука [й] в словах, синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й;

развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;

воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.

1. Организационный момент

Публикация «Звук [й], буква й,» размещена в разделах

Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш], [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение).

2. Знакомство со звуком.

- Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук. А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.

Логопед вызывает одного ребенка: «стой, бегай, пой, считай».

- Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)

- Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)

- Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.

Выставляются семейки звуков.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное

— й,й,й,й

Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит

— й, й, й

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.

— й,й й

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й й й. Слушал-слушал А, да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу

И-краткий согласился, и они запели

— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому

— Буду, — ответил тот, не задумываясь

И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О

— Пожалуйста.

— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому

Следующая песня звучала так

-йЭ, йЭ, йэ'

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ»

Опечалены были только И да Ы

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы

Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У

Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий

Пели звуки много и дома, и на концертах

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой

Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках

Так с тех пор и повелось в русском языке

• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

• все остальные звуки — согласные,

• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

• твердые согласные — синими.

3. «Путешествие».

А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й. Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).

А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й]. Какое это дерево?

Назовите картинки. В названиях картинок звук [й] произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук [й] в начале слова. Во втором вагоне - слова, в которых звук [й] в середине слова. В третьем – слова, в которых звук [й] в конце слова, последний.

- Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.

4. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Перед нами елочка: Показывают «елочку» : руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики» : ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики» : так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.

Звезды, человечки. Показывают «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз.

5. «Загадки Яги».

- Никуда вас не пущу, пока не отгадаете мои загадки:

• Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима).

• Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна).

• Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один).

• Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая).

• Мимо улья проходил косолапый … (медведь).

Мышь считает дырки в сыре: 3+2- всего … (пять).

• Знаю прекрасно я, что облако … (белое).

• 3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый).

- Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.

6. «У елочки». Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй).

- А вот и наша буква Й, а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?

- А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги:

Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.

Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.

Эй-эй-эй-- отпусти нас поскорей.

6. Знакомство с буквой й.

- А теперь мы вместе с буквой й отправляемся в детский сад:

Дети прослушивают стихотворение:

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Чтобы И не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

Е. Тарлапан

Выкладывание буквы из элементов.

7. Подведение итогов.

- С каким звуком мы играли сегодня?

- Что вам понравилось делать на занятии?

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИДанный материал является.

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звук [й], буква й.
Опубликовано: 18 февраля 2012 в 17:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД