МААМ-картинки

Конспект занятия «Звуки и буквы»

Наталья Сертакова
Конспект занятия «Звуки и буквы»

Задачи:

• познакомить детей с гласными и согласными звуками; учить распознавать их на слух, правильно произносить;

• дать представление о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках, учить различать их на слух;

• учить четко различать элементарные единицы письменной речи (буквы) и устной речи (звуки).

Предварительная работа:

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк»,

Пальчиковая гимнастика «По грибы».

Пантомима по стихотворению М. Бородицкой «Убежало молоко».

Публикация «Конспект занятия „Звуки и буквы“» размещена в разделах

Ход НОД

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Вам нравятся сказки о животных, про мальчиков и девочек, про злых и добрых волшебников, принцесс и королевичей. А я сегодня расскажу вам новую сказку – о звуках и буквах. Хотите послушать? Тогда давайте отправимся в волшебную страну.

Работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Жили-были в одной волшебной стране звуки. Никто их не видел, они были невидимками. А вот слышать их было можно.

Шесть звуков были певцами : А, О, У, И, Ы, Э. Им подпевали: Я – й-а, Е – й-э, Е –й-о, Ю – й-у.

За певучесть и голосистость их прозвали гласными (от слова глас – голос). Гласные мы произносим только голосом.

Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно тянуть или петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать Аленку,

Но не желают свистеть и ворчать.

https://bernudarzniece.blogspot.ru/2015/02/blog-post_20.html

Давайте попробуем пропеть гласные звуки, поднимаясь и спускаясь по лесенке: о-О-О, А-А-а… (И т. д.)

Пропевая звуки, взрослый имитирует ходьбу по лестнице.

В о с п и т а т е л ь. Вместе с гласными в волшебной стране жили согласные звуки. Их никак нельзя пропеть. Они совсем не похожи на музыкальные тона, это, скорее, шумы.

А согласные согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

https://bernudarzniece.blogspot.ru/2015/02/blog-post_20.html

Игра «Говорящий мяч». Дети перебрасывают друг другу мяч одновременно произнося согласный звук, интонационно его выделяя: ф-ф-ф, с-с-с, ш-ш-ш и т. д. По команде воспитателя

В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте споем песенку «В лесу родилась елочка»,заменяя последние слова на гласные звуки :

В лесу родилась А-А-А,

В лесу она У-У.

Зимой и летом Ы-Ы-Ы,

Зеленая О-О.

А теперь попробуем спеть с согласными:

В лесу родилась П-П-П,

В лесу она Н-Н,

Зимой и летом Ш-Ш-Ш,

Зеленая Р-Р.

Вы заметили, чтобы произнести согласные звуки, нужно немного прикрывать рот. Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Попробуйте прокричать громко звуки [к], [х], [ш]. Не получается? И не получится. Чтобы кричать нуженголос,а у этих согласных его нет, один шум. Они звучатприглушенно, поэтому и называются глухими.

А согласные [з], [д], [в], [г]– звонкие. Послушайте, как они звучат,чтобы их произнести, нужно больше голоса. А самые звонкие – звуки[м], [л],[н], [г].

Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б], [в].Вы почувствуете, что в горле как будто звучит колокольчик – это работают голосовые связки. А теперь произнесите [п], [ф], [к]–связки не работают (колокольчик не звучит).

Еще звуки делятся на звонкие или глухие. Для этого нужно его повторять его, закрыв уши. При произнесении звонкого согласного чуть – чуть звенит.

Работа с коромыслами.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на коромыслах картинки, которые начинаются:

со звонкого согласного звука (змея, гриб, рыба, варежки);

глухого согласного звука (кошка, топор, собака, филин).

Некоторые из глухих согласных имеют звонкую пару: [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].Послушайте, как похоже звучат слова: дом – том, коза – коса, балка –палка, горка – корка.

«Са –са – са –прилетела к нам оса».

Дети произносят чистоговорку, интонационно выделяя звук [c].

В о с п и т а т е л ь. Согласный звук [с] глухой или звонкий? (Ответы детей.) Смотрите, к нам в самом деле прилетела оса.

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Оса жужжит, кружится,

На тренажер садится,

Крыльями взмахнула ловко,

Полетела по дорожкам,

А мы за ней и за указкой

Последим, ребята, глазками.

Вы уже знаете, что согласные бывают твердыми и мягкими. Как их различать? Вы думаете, что их можно потрогать и наощупь определить, твердый это согласный или мягкий?Конечно же нет!

Послушайте как звучит звук [к] в начале слова КОТ и слова КИТ. Произнесите эти два звука вместе [к] – [к'].Чем отличается их произношение? (Ответы детей.) Определите, в каком слове звук твердый, а в каком мягкий?

Продолжается работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на панно животных, названия которых начинаются с твердых согласных звуков. (Кот, корова, коза.) Какие это животные: дикие или домашние? (Ответы детей.) Куда мы их поселим?

Дети размещают животных около жилого дома.

В о с п и т а т е л ь. А теперь отыщите животных, названия которых начинаются со звонких согласных звуков. (Лиса, медведь, белка.)

Дети поселяют диких животных в свои домики: лису – в нору, медведя – в берлогу, белку – в дупло.

В о с п и т а т е л ь. Но на этом наша сказка не кончается. Слушайте дальше.

«Однажды в стране звуков появился волшебник из Грамматического царства, Букваринского государства. Ему так понравилась чудесная страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Но когда узнал, что они невидимки, то он очень огорчился.

Но ведь он был волшебником и решил подарить каждому звуку по волшебному платью. Каждый звук получил свое платье непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть – выложить из палочек.

Буквы поселились в Букваринском государстве, где королем был Алфавит, а королевой – Азбука.

И были построены в этом государстве два теремка для букв. Синий теремок –для согласных, а красный – для гласных. Разместились буквы в своих домиках и зажили мирно да весело. И до сих пор живут, нас в гости ждут». https://festival.1september.ru/articles/562713/

А чтобы вы всегда были желанными гостями в Грамматическом царстве, надо хорошенько запомнить, что буквы – это одежда для звуков. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

Мы никого не обидим,

Если спросим: что видим?

Что слышим?

Кто знает, поднимите руки.

Ушами слышим звуки.

Глазами видим буквы.

А если теперь мы спросим:

Что пишем, а что произносим?

Да не тяните рук вы,

Опустите руки.

Рукою пишем буквы,

Ртом произносим звуки.

Итог.

В о с п и т а т е л ь. Вот и закончилась наша сказка. Что вы из нее узнали,/что буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что видим, а звуки – в царстве того, что слышим/

Какие бывают звуки?/ звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие/ Как их обозначают на письме?/ на письме они обозначаются буквами/

Публикации по теме:

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект ОД «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Согласные звуки [м, м’], буквы М, м» Ход занятия. 1. Орг. момент. Приветствие. – Придумано кем - то просто и мудро При встрече здороваться - «Доброе утро». Доброе утро! Я рада.

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. • Развивать навыки звукобуквенного.

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Тема «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п» Тема: "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п". Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п,.

Конспект занятия «Звуки А У и буквы А, У» Цели: Коррекционно –образовательные: • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у] • Выделять ударные и безударные звуки.

НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.

Подгрупповое логопедическое занятие «Звуки и буквы С-Ш» .

Подгрупповое занятие в старшей группе «Звуки [а]-[у] и Буквы А, У» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме звуки а, у. Буквы А,У. Автор конспекта непрерывной.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звуки [к]-[к’] и [х]-[х’]. Буквы К-Х» Задачи: учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’] в слогах и словах; упражнять в употреблении существительных в форме родительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуки и буквы»
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 16:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД