Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Цель: формирование понятия о согласном звуке, о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;

2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М;

Коррекционно-развивающие:

1) развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.

Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

- В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).

- Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.

2. Знакомство со звуком [м].

- У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова - длинные рога?

- М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.

- Как мычит корова? Произнесите звук [м].

- Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).

Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук [м] гласный или согласный? Почему?

- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.

Звук [М] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].

- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит», что звук [М] звонкий.

- Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м]. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук».

- Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, n, м.

Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

- Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

- Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ].

- М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: - Мь-мь-мь.

Корова мычит строго: М-М-М. Звук [М] - твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку.

- Какой же звук [Мь]?

Звук [Мь] согласный, звонкий, мягкий.

- Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.

- А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ].

- Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).

Мук любит продукты со звуком [м] в названии, а Мик - со звуком [мь].

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый)

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки: твердый - [м], а мягкий - [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

- Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).

– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

- Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь](согласный, звонкий. мягкий)

Публикации по теме:

Пособия по обучению дошкольников грамотеПособия по обучению дошкольников грамоте та заметка будет интересна логопедам с точки зрения практической значимости. Логопедов трудно чем-либо удивить, но я хочу поделиться (или.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Звуки [м]–[мь]. Буква М.
Опубликовано: 2 сентября 2012 в 16:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...