Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Цель: формирование понятия о согласном звуке, о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;

2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М;

Коррекционно-развивающие:

1) развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.

Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

- В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).

- Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.

2. Знакомство со звуком [м].

- У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова - длинные рога?

- М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.

- Как мычит корова? Произнесите звук [м].

- Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).

Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук [м] гласный или согласный? Почему?

- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.

Звук [М] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].

- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит», что звук [М] звонкий.

- Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м]. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук».

- Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, n, м.

Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

- Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

- Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ].

- М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: - Мь-мь-мь.

Корова мычит строго: М-М-М. Звук [М] - твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку.

- Какой же звук [Мь]?

Звук [Мь] согласный, звонкий, мягкий.

- Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.

- А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ].

- Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).

Мук любит продукты со звуком [м] в названии, а Мик - со звуком [мь].

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый)

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки: твердый - [м], а мягкий - [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

- Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).

– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

- Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь](согласный, звонкий. мягкий)

Публикации по теме:

Пособия по обучению дошкольников грамотеПособия по обучению дошкольников грамоте та заметка будет интересна логопедам с точки зрения практической значимости. Логопедов трудно чем-либо удивить, но я хочу поделиться (или.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Звуки [м]–[мь]. Буква М.
Опубликовано: 2 сентября 2012 в 16:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...