«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

светлана воронцова
«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Цель

-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать слова со звуком «ц» .

-развитие фонематического слуха,творческого воображения,мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем?

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

Широко открыть рот,как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот,стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

-Два конца,два кольца,

А по середине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и,слегка интонируя слова,произносит:солнце, ножницы,цапля, кольца.

-.Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Его тоже надо научиться правильно и чётко произносить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) –губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

-Вспомните, какая птичка поёт эту песенку. Конечно,синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом. (дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает»а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику,как мы тренируем глазки

- Полетела вверх синичка,покружилась,покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеконько улетела (всматриваются в даль,вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка- цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созыват – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой,затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь друг к другу) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца ; сы-цы ; со- цо; сэ – цэ ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями:

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке, например:»Птица какая - птица красивая,птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

-таблица (птица –солнце –яйцо-цыплёнок и т. д.)

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют с Гномом «Танец червяков» (диск -Е. Железнова)

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку:

«На шесте - дворец,во дворе –певец. Кто это»-скворец

Литература и,использованная для составления конспекта:

-О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи

-В. Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

-Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов)

-Л. Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

-Е. Железнова - «Логоритмика «

Публикации по теме:

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 19:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе «Сороки — птичий...
Цель: Создать у детей весеннее праздничное настроение. Задачи: Воспитывать интерес к народным традициям. Развивать у детей физические качества. Развивать...
«Стойбище саамских оленеводов» макет, мастер-класс
Патриотическое воспитание ставит цель: формирование у дошкольников представлений об истории, природе и культуре родного края, воспитание любви к малой...
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Экологическая неделя «Вода — символ жизни на земле»
Целую неделю мы готовились к празднику. Учили стихи о воде, инсценировали экологические сказки, смотрели мультфильмы, проводили эксперименты, рисовали...