В России введено инклюзивное образование: кто готов?

22 сентября 2013 в 06:30 - Светлана Черемискина
article3469.jpg

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, закрепил понятие инклюзивного образования. Теперь в нашей стране все дети с особыми образовательными потребностями имеют право на получение равного доступа к образовательным услугам. Но готовы ли педагогические кадры, родительская общественность и материально-техническая база образовательных учреждений к таким изменениям?

Актуальность инклюзивного образования больше всех понимают мамы и папы малышей с особыми образовательными потребностями. Если бы остальные родители задумались, хотя бы на минуту, каково это – отправлять дошкольника в специализированный детский сад или первоклассника в школу-интернат, которые расположены далеко от родного дома. Как отпустить от себя ребенка, которому требуется особый уход и внимание? А ведь таким детям тоже нужно учиться, получать навыки общения со сверстниками, готовиться к жизни в обществе.

Специализированные детские учреждения не могут быть созданы в каждом поселении – это слишком неоправданные финансовые затраты. А вот обеспечить условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных детских садах и школах по месту жительства каждого ребенка – вполне реально. Но кто из педагогов сегодня готов наравне со здоровыми детьми заниматься с ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Коррекционная педагогика, как предмет подготовки педагогических кадров, появилась в расписании студентов не дефектологических факультетов сравнительно недавно, и основной состав педагогических коллективов, работающих сегодня в школах и детских садах, не имеет специальной подготовки. Воспитателям и учителям остается только самообразование в области инклюзивного образования.

Анастасия Редина, воспитатель из Амурской области, констатирует факт неготовности педагогических коллективов к работе с детьми с ОВЗ и ищет пути решения проблем инклюзивного образования в дошкольном учреждении: «Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставлять дома, стоящими у окна и наблюдающими за сверстниками». Анастасия Редина включилась в активный поиск методов и средств педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями, выяснила, на каких принципах должна строиться образовательная программа для дошкольников с ОВЗ.

Хорошо, когда в детских образовательных учреждениях существуют службы социально-психологические службы, работают логопеды и дефектологи, которые окажут воспитателям и учителям профессиональную методическую помощь. Эти специалисты уже имеют опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ. Они активно работают в группах для детей с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи и другими. Однако такие группы созданы не везде, поэтому специалисты ведут индивидуальную работу с каждым ребенком в детском саду.

Елена Шумилова, учитель дефектолог из г.Каменск-Уральский, своими руками оформила кабинет для индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Здесь каждый уголок продуман до мелочей: оформление основано на глубоком знании особенностей развития таких детей: «Они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать, что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно».

Сегодня перспективы и реальность инклюзивного образования горячо обсуждается и родителями, как мы говорим, «обычных» детей. Однако зачастую эти суждения основаны на страхе, и ребенок с ограниченными возможностями здоровья бывает более дружелюбен и открыт к общению, чем здоровый дошкольник из обеспеченной семьи.

Новости детских учреждений:

А как реагируют сами дети на появление в группе или классе ребенка с особыми образовательными нуждами? Опыт показывает, что все зависит от взрослых: какой социально-психологический климат будет создан в детском коллективе педагогом и родителями, так и дети будут воспринимать своего сверстника.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
.